Ехали три молодых парня по реке в легоньком стружке. Каждый из них имел свои привычки, которых не оставлял ни на одну минуту. У первого из них была привычка подтирать под носом указательным пальцем, как бы указывая на кого, у второго – постоянно зачесывать волосы рукой, как бы маня к себе, а у третьего – почесываться, переваливаясь при этом с боку на бок. Сидя в лодке, они разговорились между собою. Один из них, который подтирал под носом пальцем, сказал: «Братцы! не худо бы нам отстать от обоих привычек!» Те согласились, что действительно, надо бы отстать, и порешили с этого времени оставить свои привычки. Посидели так некоторое время, а у каждого рука чешется: у одного тянется к носу, у другого к голове, у третьего к бокам. Но вот они увидели, что к ним подплывает лодка. Один крепился, крепился, да и сказал, подтирая под носом: «А воно наши-то едут, воно!» Другой, зачесывая волосы, крикнул: «Сюда наши, сюда наши!», а третий привскочил как бы в радости и, почесывая бока, произнес: «Слава богу, наши едут, скоро будут!»
ОТЕЦ И СЫН
Делал мужик чунки. Маленький сынишка и спрашиваетего: « Батя, что делаешь?» – «Чунки».- «Тебе на что?» – «А дедушка на пустыньку свезти – стар стал, никуда не годится». – « А ,тятя, ты куды чунки-то спрячешь?» – « А тебе на что?» – «А как ты-то стар будешь, так я тебя и свезу». – «Нет, нет, я пошутил, я дедушку не повезу». – « Ну так , тятя, и я тебя не повезу».
НЕМЫЕ ДОЧКИ
Жил старик со старухой, а у них были три дочки и все три немые, да и умом-то их бог обидел. Вот старуха захворала и умерла. Остался один старик и думает:» Что я буду делать с немыми? Разве жениться мне? По крайней мере, когда умру, так у моих дочерей будет мать, авось она их как-нибудь пристрит. Женился старик на молодой и хитрой бабе, но недолго пожил и умер. Осталась мачеха с немыми падчерицами и стала думать, как бы их с хлеба долой сбыть. Подума и порешила отдать их замуж. Стала она женихов приискивать да дочек наряжать.Приискала жениха и говорит дочкам: «Сегодня придет жених, так вы при нем ничего не говорите, а то он как узнает, что вы немые, ни которую из вас не возьмет: сидите да молчите». Пришел жених. Мать посадила его за стол, а рядом с ним ту дочку, которая была всех покрасивее; другая села на лавку, а третья на полати. Стала баба угощать жениха: подала на стол щей, а говядину в блюде оставила на шестке и сама села с ними за стол. В это время вскочила на шесток кошка и стала есть говядину. Увидала это с полатей третья дочка и закричала: «Махиха, махиха! коха-то мяха ест!» Вторая, которая сидела на лавке, и говорит ей: «Мохи ты, мохи!» А третья перекрестилась да и сказала: «Слава тебе бохи, что я-то промохала!» Жених как услыхал это, вышел из-за стола и бегом домой, а к девкам больше ни один жених и не посватался.
БЕСПАМЯТНЫЙ ЗЯТЬ
Пришёл зять к тёще в гости, тёща и угостила его киселём. Зять съел кисель и спрашивает: «Это что за кушанье?» – «Кисель», – отвечала теща. Зятю кисель очень понравился и думает он: «Дома непременно заставлю жену сварить, только бы не забыть, как зовется». Вот он идет домой и твердит про себя: «Кисель, кисель, кисель!» Случилась на дороге канава. Хотел мужик перескочить через нее, поскользнулся и упал в канаву. Встал и – забыл, что ел у тещи. Думал, думал – никак не может вздумать. Едет мимо барин на шестерке и видит: мужик бродит в канаве. Остановился и спрашивает: «Что потерял, мужичок?» – «Сто рублей». – «Кучер, поди, поищи, – говорит барин, – а когда найдешь, то все разделим их пополам». Кучер подошел к канаве и говорит: «Вишь как взболтал грязь-то в канаве, словно кисель!..» – «Нашел, нашел!» – закричал мужик, выскочил из канавы и со всех ног пустился домой, а сам кричит: «Кисель, кисель!»
ГЛУПАЯ БАБА
Жили-были мужик да баба. Мужик был хороший и трудолюбивый, а жена ленивая и заспиха. Страда наступила; муж идёт на свою работу и наказывает жене, чтобы она шла жать. Пошла она в поле; выжала такое местечко, чтобы можно было лечь, легла да и проспала весь день. Вечером, как пришла домой, муж и спрашивает: «Много ли нажала?» А она отвечает: «Выжала местечко». На другой день опять идут на работу: муж на свою и жена на свою. Баба опять выжала местечко, чтобы лечь, уснула и проспала до самого вечера. Вечерам приходит домой, муж опять у неё спрашивает: «Много ли, жена, нажала?» Она опять: «Выжала местечко». На третий день пошёл муж посмотреть, много ли баба нажала, приходит и видит – полосы не сжаты, а жена спит. Взял он ножницы, обрезал у жены волосы и ушёл домой. Пробудилась баба, схватилась за голову, да как заорёт во всё горло: «Я-то бы я, да голова-то не моя!» Побежала домой, а сама думает: «Если я – я, то собака наша не залает на меня, а если не я, то залает». Прибежала к воротам и просунула голову в подворотню. Собака залаяла. Баба побежала по деревне и заорала: «Я-то бы я, да голова-то не моя!» Едва соседи могли её успокоить. Полно с тех пор баба спать в поле.
БЕЗЗАБОТНАЯ ЖЕНА
Жили-были муж с женой. Жена была баба ленивая и беззаботная, да к тому же ещё и большая лакомка: всё проела на орешках да на пряничках, так что наконец осталась в одной рубахе, и то в худой – изорванной. Вот подходит большой праздник, а у бабы нечего и надеть, кроме этой рубахи. И говорит она мужу: «Сходи-ка, муж, в рынок да купи мне к празднику рубаху». Муж пошёл в рынок, увидал, что продают гуся, и купил его вместо рубахи. Приходит домой, жена его и спрашивает: «Купил мне рубаху?» – «Купил,– отвечал муж, – да только гуська». А жена не дослышала и говорит: «Ну и узка, да изношу!» Сняла с себя изорванную рубаху и бросила в печку. А потом и опрашивает: «Где же рубаха? дай я надену». – «Да ведь я сказал, что купил гуська, а не рубаху», – отвечал муж. Так она и осталась нагишом. Вот видят они – идут к ним гости. Жена и говорит мужу: «Я сяду в корчагу на полати?» – «Садись», – оказал муж. Пришли гости. Хозяин поставил гуся на стол и потчует. Жена увидела, и захотелось и ей поесть гуся. Вот она тянулась да тянулась и упала с корчагой на пол. Гости испугались и все разбежались, а муж, пока жена охала да стонала, и доел гуся, оставил жене только косточки.
НЕВЕСТА В БАНЕ
Дело было в святки. Как в прежнее время, так и нонече, молодцы и девушки собираются на посиделки. От одного селения вёрст с полдесятка собирались молодцы и пошли на посиделку. На половине дороги была выстроена баня для мытья льну. Идут этой дорогой молодцы. Один и говорит: «Кто осмелится в эту баню зайти и взять с каменки камень, тому рубль серебра». Из этой артели один и выискался. Взял с каменки камень. «Вот, – говорит, – вы, ребята, чего боитесь», – и бросил этот камень в сторону, и неизвестно, куда он улетел. А товарищ ему подал рубль. «Ну,–говорит, – господа, пойдёмте в заведение, я вас попотчую на этот рубль». Зашли и рубль этот издержали. Время прошло и посиделки их кончились. Приходит этот парень домой и только успел разболокчись, поести и лечь спать, вдруг ему на ухо и шепчет: «Ты принеси мне камень! где его взял, тут и положь!» Он думает, что это шутка, но до того дело дошло, что ни днём, ни ночью не стало давать покоя. Он не знает, где и камень, и родителям ничего не сказывает. Делать нечего, надо идти искать камень, и объявил своим родителям всё. Нашел камень, пришёл в баню: и как только хочет положить этот камень на каменку, схватывает его за руку неизвестно кто. «Ты, добрый молодец, должен быть моим мужем, а я твоей женою!» – «Как, – говорит, – так! я тебя не знаю».– «Ах, если ты меня не согласишься взять в замужество, вовеки не выйдешь из сей бани». И сделали условие, в какое время начинать свадьбу. И ушёл из бани. Сказывает своим родителям: так и так, моя судьба в бане, а если бы не дать клятву, то должен лишиться жизни. Родителям прискорбно, да делать нечего, надо ехать за невестой в баню. Родственники ничего не предъявляют. Взяли с собой священника и поехали к бане. Священник с крестом вперёд и входит в эту баню: сидит разряженная девица одна себе, и покрыто её лицо. Священник взял её за руку и повёл из бани вон. Когда она входит на паперть, она всё не открывается, а как подошла к налою и скинула с себя покрывало и – прекрасная красавица! Священник стал её спрашивать: «Какая ты есть?» – «Я проклянённая царская дочь: отец и мать меня прокляли. Если они скажут, что я не ихняя дочь, я должна жисть кончить, а когда скажут, что наша дочь, я буду жива и здорова и находиться в ихнем царстве со своим супругом». Живо сделали донесение. «Истинно, наша дочь», – говорят. Отец и мать прибыли к венцу и соединили их законным браком. И этот добрый молодец из бедного сословия сделался наследником сего царства и со своей супругой стал жить да богатеть.
ИЛЬЯ-ПРОРОК И НИКОЛА-УГОДНИК
Жили в одной деревне два брата: один богатый, а другой бедный; бедный женатый, а богатый холостой. Сначала братья жили вместе и купили в это время на отцовские деньги у одного помещика лесную дачу, а потом богатый переехал в город и открыл там торговлю. Дела его пошли хорошо, и он с каждым годом всё богател. Лет через пять он вздумал разделиться с братом, но, желая скрыть свой капитал, нажитый им в городе, он, приехав в деревню, не сказал о нем брату. Братья разделили всё отцовское имуществе движимое и недвижимое пополам и купленную ими лесную дачу. Спустя несколько времени, богатый и говорит бедному: «Продай мне свою половину лесной дачи!» – «Пока сил моих хватит – не продам, – отвечал ему брат, – потому что она наследство родительское, а кто наследство мотает, того бог карает». Весной богатый брат вздумал вырубить свою половину дачи, чтобы на будущий год засеять хлебом, и сделал помочь. К богатому все идут с первого зва: пришла вся деревня, и в одну неделю лес был вырублен. Стал рубить лес и бедный и тоже созвал помочь – никто к нему не идёт. Пришёл он домой, сидит и плачет, а сам думает: «Вот что значит бедность!» Видит – идут к нему два старичка странники и спрашивают: «О чем плачешь, мужичок?» – «Плачу, милые мои, о том, что к богатому все идут на помочь, а ко мне, бедному, никто не идёт». – «Не горюй, – сказали ему странники, – мы тебе поможем». – «Ах вы, милые мои старички! Благодарю вас за ласковое слово, да ведь места-то у меня много рубить...»– «Ничего, мы помаленьку!» – «Зайдите, милые мои, в избу-то?» – «Нет, мы уж пойдём работать». Странники эти были – Николай-угодник и Илья-пророк. Вот пришли они в лес. Николай-угодник деревья нагибает, а Илья-пророк только подрубает, и таким образом в один день вырубили весь лес, а корни выжгли. «Дорогие мои старички-работнички! – сказал бедный, – чем и как мне вас благодарить-то?» – «Теперь веди нас к себе», – сказали ему на это странники. Привёл их мужик к себе в избу, усадил за стол и угощает, чем бог послал. Принёс полштофа вина, налил стакан и потчует им первого с края – Николая-угодника. «Выпей сперва сам», – говорят ему странники. Мужик выпил, налил опять и снова потчует. «Ты скажи сначала, кто из нас лучше?»– «Оба вы, батюшки, хороши!» – «Нет, ты все-таки скажи, который из нас лучше?» – «Да оба вы, милые, хороши, только вот этот батюшка (указывая на Илью-пророка), мне кажется, немного косенёк...» – «А! я косенёк!» – сказал Илья-пророк, встал из-за стола и ушёл. Остался один Николай-угодник. Мужик опять обратился к нему и говорит: «Вот тот батюшка ушёл, так ты хоть выпей...» – «Сам выпей, да потом жене поднеси!» И напились мужик с женою оба пьяные, а из полштофа всё не убывает. Затем Николай-угодник простился и ушёл. Прошло с год времени; наступила опять весна, и оба брата засеяли свои участки пшеницею. И такая у них уродилась пшеница, что и не видано такой в этой местности. Встречается Илья-пророк с Николаем-угодником и говорит ему: «Я ведь завтра всю пшеницу у бедного брата выбью градом...» – «Воля твоя!» – отвечает ему Николай-угодник. Когда они разошлись, приходит Николай-угодник к бедному. Тот в это время поправлял на дворе телегу. И говорит ему: «Помогай бог!» – «Спасибо, добрый человек». – «Я к тебе пришёл». Мужик взглянул и узнал своего старичка-работника и говорит: «Пожалуй, батюшка, ко мне в избу откушать хлеба-соли...» –«Нет, некогда. А ты вот что сделай: сегодня же продай свою пшеницу брату...» – «Ах, дорогой мой! как же я могу продать такую пшеницу?» – «Продай, говорю; завтра ее всю градом выбьет...» Мужик послушался, приходит к брату и говорит: «Купи, брат, засеянную-то мою пшеницу!» А богатый очень рад такой покупке и купил её за 200 рублей. На другой день всю пшеницу положило градом. «Не по праву, видно, купил я у тебя, брат, пшеницу-то», – сказал богатый. Прошло несколько времени, встречаются опять Илья-пророк и Николай-чудотворец. Первый и говорит: «Я ведь всю пшеницу у бедного выбил градом». – «А знаешь ли, – говорит ему на это Николай-угодник, – бедный-то накануне продал твою пшеницу богатому...» – «Ну, в таком случае я подниму ее завтра лучше прежнего...» Приходит опять Николай-угодник к бедному и говорит: «Ступай, купи у брата побитую-то пшеницу». Мужик приходит к брату и говорит: «Продай, брат, побитую-то пшеницу мне за половинную цену!» Богатый согласился и бедный отдал ему сто рублей. На другой день пшеница поднялась и стала лучше прежней. Сошлись опять Илья-пророк и Николай-угодник. Илья-пророк и говорит: «Побитую-то пшеницу я поднял лучше прежней». – «А знаешь ли: бедный-то ведь купил у богатого накануне побитую пшеницу за половинную цену». – «А! это ты сказал ему! Но зато я убавлю у него умолоту: он будет молотить только по пяти мерок с овина...» Поспела пшеница, стали оба брата молотить. Богатый намолотил с первого овина сорок мер, а бедный только пять. Приходит к бедному Николай-угодник и спрашивает: «Каков умолот?» – «Худ, батюшка, худ! только по пяти мерок с овина».– «Глупый! ты как на овины-то садишь! Наверное полные, туго-натуго? А ты так сади: поставь в уголки по снопику да на середину снопик и намолотишь тоже по пяти мер». Как научил угодник, так мужик и стал садить на овины и намолотил в десять раз больше, чем богатый. Встречаются опять Илья-пророк с Николаем-угодником. Первый и говорит: «Я у бедного умолоту-то убавил». – «А знаешь ли, как он овины-то садил? Только в уголки по снопику, да в середину снопик...» – «А! это ты его научил! Не будет же по-твоему, а будет по-моему: я из клети у него вытащу весь хлеб...» Приходит Николай-угодник к бедному и говорит: «Ты кругом клети вырой канавку, да покропи клеть святой водой...» Мужик так и сделал, и пшеница осталась у него цела, и зажил он богато. Наступил зимний праздник Николая-угодника. Приходит он к мужику и говорит: «Купи ты две свечи, одну в рубль, а другую в 3 копейки, и когда пойдёшь в церковь к заутрене, то тебе встретятся на дороге два странника и спросят: кому поставишь свечи? Ты скажи: свечку в рубль поставлю Илье-пророку, а другую Николаю-угоднику», Как велено, так мужик и сделал, и что было-сказано, то и случилось. Пришёл он к заутрене, а странники встали позади его. Николай-угодник и говорит Илье-пророку: «Видишь, он свечку в рубль ставит тебе, а мне поставил а три копейки». После этого Илья-пророк не посылал больше бед на мужика.
РАЗБОГАТЕВШИЙ МУЖИК И НИЩИЕ
Жил один очень бедный мужик. Как он ни трудится, как ни работает целые дни, не может разбогатеть. И стал он молиться богу и просить богатства, обещаясь при этом, если только разбогатеет, подавать каждому нищему по полухлеба. Господь услышал его молитву, и мужик вскоре зажил богато, всего у него стало вдоволь. Однажды пришли к нему под окно двое нищих. Один из них был Иисус Христос, а другой – архангел Гавриил. Мужик и подал им два забуселых кусочка хлеба. Нищие поблагодарили его за милостыню и попросились переночевать. Мужик не хотел было пустить их, но они его упросили и он впустил. Когда нищие вошли в избу, он сказал им: «Идите прямо на голбец, а то пол вымыт, так затопчете». После ужина хозяин подал им объедки, и нищие в благодарность за это обещали на завтра измолотить ему овин хлеба. На другой день хозяин встал еще до свету, собрался идти на гумно и будит нищих, чтобы они шли на работу. «Сейчас идём», – сказали они, а между тем сами повернулись на другой бок и уснули. Хозяин подождал их на гумне, пришёл с палкой и давай колотить крайнего, приговаривая: «За ужной обещались молотить, а теперь лежите!» На краю лежал Иисус Христос. Когда мужик ушёл, нищие переменились местами и опять легли. Мужик опять вернулся и давай колотить палкою того, который лежал на другом краю – опять Иисуса Христа. Нищие наконец встали и отправились на работу. Придя на гумно, один из них взял огниво, а другой кремень и в одну минуту измолотили весь овин. Удивленный мужик стал кланяться им в ноги и просил оставить ему кремень и огниво. Нищие отдали кремень, а сами пошли в избу, взяли свои котомки и, уходя, привязали к хвосту кошки огниво, отчего вся изба вдруг вспыхнула. Потом приходят на гумно и видят– гумно тоже горит. «Чистота красоту понесла на высоту, – сказали они мужику, – а если не подоспеет благодать, так и дому не видать!» – и ушли. У мужика всё добро сгорело, и стал он жить ещё беднее прежнего.
КАЛЕКИН СЫН
Жил один богатый купец по имени Марко. Он был знаком и гостился со всеми знатными вельможами и даже с самим царём. Когда у него родилась дочь, он созвал к себе гостей и во время пира сказал им: «Я со всеми знаком и ко мне ходят гости все, не бывал только Иисус Христос». Гости на это сказали ему: «Постели бархатные ковры при входах в комнаты, так он и придёт». Марко тотчас же приказал постлать бархатные ковры при входе в каждую комнату. Вскоре по этим коврам пришел бедно одетый странник (это был Иисус Христос) и попросился переночевать. Увидев его, Марко сказал: «Как ты смеешь входить сюда, когда у меня гости?» – и велел ему идти на задний двор. Ночью к страннику явился ангел и сказал, что у калеки убогого родился сын. Странник на это ответил, что этот сын женится на дочери купца Марко. Разговор этот подслушала служанка и передала Марку. «Не будет этого никогда! – сказал Марко, – неприлично знатной купеческой дочери выходить за калекина сына!»– и приказал взять у калеки родившегося ребёнка и бросить в снег. Но ребёнок не умер от холода: снег вокруг его растаял и выросли цветы. Случилось, что мимо этого места, где лежал ребёнок, проезжали купцы; услыхав плач, они подняли ребёнка, взяли его и привезли в город. А так как они были знакомы с Марком, то остановились у него и рассказали о своей находке. Марко упросил их продать ему ребёнка и, когда купцы уехали, велел слугам своим, засмолив бочку, положить в неё ребёнка и бросить в море. Бочка долго плавала в море и, наконец, её прибило волнами к одному очень бедному монастырю. Из монастыря в это время пришёл за водой монах. Увидев бочку и услыхав в ней плач ребёнка, он созвал прочих монаков. Вытащили на берег бочку, разбили, вынули ребёнка и взяли его в монастырь. С этого времени монастырь стал богатеть. Когда мальчик вырос, его поставили петь на клирос. Голос у него был так приятен, что не только из ближайших окрестностей, но и из дальних мест приезжали послушать его пение и помолиться в монастыре. В числе богомольцев приехал однажды в этот монастырь и купец Марко. Увидев мальчика, он узнал его и стал просить настоятеля монастыря продать ему этого мальчика. Настоятель долго не соглашался, но, наконец, продал его за большие деньги. Купив мальчика, Марко послал его с письмом к своей жене с приказанием убить посланного. Дорогою мальчика встретил странник и, расспросив его обо всем подробно, взял от него письмо, положил сначала на одну руку, потом на другую и возвратил. Придя в дом Марка, мальчик подал письмо жене Марка, которая, прочитав его, велела немедленно обвенчать посланного на своей дочери. Когда Марко приехал и спросил жену: убили ли того молодого человека, с которым было послано письмо, жена, изумленная, сказала, что в письме было написано, напротив, как можно скорее обвенчать его на нашей дочери, а не убить. Марко попросил письмо и в нем действительно оказалось, что было написано так, как говорила жена. Делать было нечего. Но Марко, желая во что бы то ни стало погубить калекина сына, приказал своим рабочим на фабрике вскипятить большой котёл воды и наказал при этом, что когда ночью придёт человек, бросить его в этот котёл, несмотря ни на что, даже если бы он стал называть себя хозяином. Затем он позвал своего зятя и сказал ему, чтобы он сходил ночью на фабрику посмотреть за рабочими, не ленятся ли они. Но дочь Маркова уговорила своего мужа не ходить до утра и он, послушавшись ее, не пошёл. Марко, желая посмотреть, как бросят в котёл ненавистного зятя, сам отправился в полночь на фабрику. Рабочие, увидев его, схватили и, несмотря на то, что он кричал, называя себя хозяином, бросили его в котёл с кипящей водой, где он и умер. А калекин сын сделался наследником своего тестя и обладателем всего, его богатства.
Категория: Мои статьи | Добавил: admin (2011 Сентябрь 04)
news
Просмотров: 536
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]