Белые ночи - это светлые ночи в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся легкие сумерки. Когда начинаются Белые ночи? - В Санкт-Петербурге Белые ночи формально начинаются с 11 июня и заканчиваются 2 июля. Однако в действительности светлые ночи стоят с начала июня по середину июля. Белые ночи наблюдаются в обоих полушариях на широтах, превышающих 60°, когда центр Солнца в полночь опускается под горизонт не более чем на 7°. Например в Архангельске (64°34' северной широты) Белые ночи продолжаются с 13 мая по 30 июля.
Белые ночи БЕ́ЛЫЕ НО́ЧИ — светлые ночи в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки. Характерная примета жизни Петербурга (Ленинграда). Мотив Б. Н. появляется в рус. лит. начиная с 18 в. и развивается в русле лит. традиций и направлений времени. В соответствии с этим он представлен в различ. поэтич. и прозаич. жанрах: пейзажная лирика, элегия, поэма, повесть, очерк, эссе и др. Он входит в мотивный комплекс "петербургской" темы. Пушкинские описания Б. Н. насыщены поэтич. реминисценциями, к-рые выявляются в автопримечаниях ("Евгений Онегин", 1823—31; "Медный всадник", 1833) или обозначаются непосредственно в тексте произв. ("Гости съезжались на дачу", 1828—30). Отсылки А. Пушкина к стих. М. Муравьева "Богине Невы" (1794), идиллии Н. Гнедича. "Рыбаки" (1821), стих. П. Вяземского "Разговор 7 апреля 1832 года" (1832) формируют своеобразный антологич. свод из поэтич. отрывков лит. предшественников и обнаруживают традицию описания белых петербургских (финских) ночей в рус. лирике. Лит. пейзажи Н. Гнедича, П. Вяземского (см. также стих. "Петербургская ночь", 1840), А. Пушкина оформляют классич. образ "прозрачных", "безлунных", "задумчивых" ночей, контрастирующих с омрач. городом "Медного всадника". Пушкинская "прозрачность" у М. Лермонтова в "Сказке для детей" (1840) сменяется "странным полусветом". В сентиментальном ром. Ф. Достоевского "Белые ночи" (1848) описания Б. Н. восходят к "прозрачным" пейзажам пушкинской эпохи, но семантика образов, оформляющихся на пересечении романтической и натуральной традиций, меняется. Мотив Б. Н. у Достоевского актуализирует социальные проблемы, решаемые, в частности, очерком 40-х гг., и вместе с тем метафорически связан с новым для совр. лит. образом петербургского мечтателя. В творчестве Ап. Григорьева "белая", "финская", "северная" ночь — один из основных мотивов. Образ лирич. героини в его поэзии оформляется как аллегория "болезненной", "прозрачной", "бессонной" ночи, приобретая характерные черты пейзажей поэм и лирики ("Призрак", 1845; "Элегия", 1846; "Олимпий Радин", 1845). "Фосфоресцирующая" призрачность пейзажа приближает образ северной ночи к символистским пейзажам начала века, осветл. ночными фонарями. Образ Б. Н. используется поэтом и как метафора социального неблагополучия ("Город", 1845). Развернутое описание Б. Н. дано у А. Фета в стих. "Ответ Тургеневу" (1856), где образ "ясновидящей мглы" является реминисценцией из поэмы Ап. Григорьева "Первая глава" из ром. "Отпетая" (1847). В очерковой лит. второй пол. 19 века мотив Б. Н. развивается в русле быто- и нравоописательной традиции (Г. Успенский. "Нева" (1867), "Приличия летнего сезона" (1867), И. Генслер. "Гаваньские чиновники..." (1860), Ап. Григорьев. "Заметки петербургского зеваки", 1860). К этой же традиции примыкает петербургский пейзаж в фантасмагорич. рассказе И. Тургенева "Призраки" (1861—63), где образ Б. Н. использован для гиперболизации описаний городского быта. В начале 20 в. мотив Б. Н. используется как своеобразная отсылка к "петербургской" теме прошлого лит. столетия. В стих. З. Гиппиус "Петербург" (1909) поэтические образы восходят к пушкинскому "Медному всаднику" и описания Б. Н. связаны с темой "проклятого города". Характерными в этом смысле являются также тексты, представл. альманахом "Белые ночи" (1907), в к-ром формируется оригин. художеств. цикл на "заданную" тему. Включенное в сборник эссе Евг. Иванова "Всадник (нечто о городе Пб.)" исследует и разрабатывает "петербургскую" тему на стилистич. материале "классич. петербургских текстов". В эссе культурный пейзаж города, включивший в себя описание белых петербургских ночей, выполняет функцию лит. цитаты. Др. направление в развитии мотива демонстрируют поэтич. тексты, вошедшие в альманах (С. Городецкий. "Вечер", "Сумерки", "Мгла"; О. Белявская "Белая ночь"; Л. Зиновьева-Аннибал. "Белая ночь"; А. Блок. "Белые ночи"). Описание Б. Н. здесь близко к традициям пейзажной лирики с элементами иносказаний, выведено из контекста петербургских реалий. Черты этой традиции встречаются в лирике В. Соловьева ("У себя", 1899), а также и у Блока ("Белой ночью месяц красный...", 1901; "Придут незаметные белые ночи...", 1907; "С каждой весною пути мои круче...", 1907; "Над озером", 1908). "Классический" образ Б. Н., связанный с "петербургской" темой и городским пейзажем, дан в поэме Блока "Возмездие" (1910—16). В худож. мире Блока мотив Б. Н. получает развитие в критике ("Судьба Аполлона Григорьева", 1914). В дневниках и записных книжках образ Б. Н. ("холодной", "постылой") оформляется как своеобразная пейзажная ремарка и входит в контекст бытовых зарисовок. В этих текстах "белоночный" пейзаж традиционно связан с темой городского петерб. быта и отчасти может служить комментарием к "абстрактным" пейзажам лирики. В лит. постсимволизма образы Б. Н. встречаются в лирике А. Ахматовой ("Белой ночью", 1911; "Поэма без героя", 1940; "Реквием", 1935—40), творчестве М. Кузмина ("Мы на лодочке катались", 1921—22; "Белая ночь", 1917; ром. "Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро", 1919), А. Радловой "Белая ночь", 1918). Традиция пейзажа-цитаты из классич. текстов "петербургской" темы присутствует в творчестве Б. Садовского. В мемуарной эссеистике В. Ходасевича эстетско-декадентские пейзажи города сочетаются с описанием традиц. "хождений на тихое поклонение Медному Всаднику" в Б. Н. (ст. "Андрей Белый", 1934—38). В рус. лирике второй пол. 20 в. мотив Б. Н. проходит через творчество А. Кушнера (сб. "Голос", 1978; стих. "Высокая нота"; сб. "Канва", 1981; стих. "Белые ночи"; сб. "Дневные сны", 1986; стих. "Ревность", "Мне совестно сказать, но, мнится, есть в году...", "В августе опять к нам ночь вернулась..." и др.), встречается в поэзии Б. Ахмадулиной (сб. "Сад", 1987; "Ночь на 6-е июня", "Ровно в полночь, а ночь пребывает в изгоях..." и др.). В лирике Е. Шварца образ Б. Н. связывается с темой "погибельного града", близкой поэзии начала века (цикл "Лоция ночи": 4. Еще по каналу // Стихи. Л., 1990).
У этого термина существуют и другие значения, см. Белые ночи (значения).
Белая ночь на юге Санкт-Петербурга. 23 июня, время 23:49
Северодвинск 12 июля, московское (и местное время) 00:48 Бе́лые но́чи — ночи, в течение которых естественная освещённость так и не становится слишком низкой, то есть вся ночь состоит лишь из сумерек. Вблизи полярных кругов (с внешней их стороны) это явление наблюдается в период солнцестояния (в северном полушарии — в июне, в южном — в декабре). Содержание [убрать] 1 Где наблюдаются белые ночи 1.1 В России 1.2 За пределами России 1.3 На полюсах 2 Белые ночи и состояние стратосферы 3 Белые ночи в Санкт-Петербурге 4 Белые ночи в Нижневартовске 5 Белые ночи в искусстве 6 См. также 7 Ссылки 8 Примечания [править]Где наблюдаются белые ночи
Обычно понятие «белые ночи» подразумевает наличие только гражданских сумерек, и если принять это определение, то белые ночи могут наблюдаться на широте не ниже 60° 33 минут, хотя о них говорят и в более низких широтах; впрочем, общепринятое определение отсутствует. В широтах выше полярного круга белые ночи наблюдаются в течение одной-трёх недель до наступления полярного дня и после его окончания. Там, где полярного дня нет, белые ночи наблюдаются в период солнцестояния, в течение тем большего количества ночей, чем выше широта местности, причём наивысшая освещённость ночи наблюдается в ночь солнцестояния. [править]В России Наиболее известным российским городом, где наблюдаются белые ночи, является Санкт-Петербург (хотя сам город находится на полградуса к югу от линии, где в ночь летнего солнцестояния не бывает навигационных сумерек). Другие города (перечислены от самых тёмных и коротких к самым светлым и продолжительным белым ночам): Череповец, Вологда, Березники, Соликамск, Магадан, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Мегион, Нягань, Надым, Нефтеюганск, Сургут, Сыктывкар, Петрозаводск, Ленск, Якутск, Ноябрьск, Ухта, Печора, Архангельск, Северодвинск, Усинск. Белые ночи также можно наблюдать в тех городах, где наблюдается и полярный день: Мурманск, Норильск, Воркута, Нарьян-Мар — 2-3 недели до наступления полярного дня и столько же после его окончания. В этих городах белая ночь постепенно светлеет, пока Солнце не перестаёт заходить за горизонт и не наступает полярный день. [править]За пределами России На всей территории: Финляндия, Исландия, Гренландия, Антарктида. На большей части территории: Швеция, Норвегия, Канада. На меньшей части территории: Эстония (север), Великобритания (Оркнейские и Шетландские острова в Шотландии, а также Южные Оркнейские острова в Антарктике), США (почти вся Аляска, за исключением южных районов). [править]На полюсах На Северном и Южном полюсах белая ночь наблюдается непрерывно в течение примерно 15-16 дней до восхода Солнца и столько же после его захода. На Северном это периоды с 3 по 18 марта и с 26 сентября по 11 октября, на Южном — с 23 марта по 7 апреля и с 7 по 21 сентября. [править]Белые ночи и состояние стратосферы
Белые ночи могут наблюдаться и в более близких к экватору широтах в том случае, когда в стратосферу попадает мелкодисперсная взвесь, рассеивающая солнечный свет на больших высотах после захода Солнца. В частности, такое явление наблюдалось после падения Тунгусского метеорита. [править]Белые ночи в Санкт-Петербурге
Площадь Восстания, июнь, ночь
Университетская набережная В Санкт-Петербурге период белых ночей длится с 11 июня по 2 июля. Белые ночи — своеобразный символ Санкт-Петербурга: в это время года в городе проходят различные фестивали, концертные программы и народные гулянья. В этот период — 27 мая — отмечается День основания города, а в двадцатых числах июня, проходит праздник выпускников школ — «Алые паруса». Образ Белых ночей широко используется в искусстве и литературе. Под торговой маркой «Белые ночи» в Санкт-Петербурге выпускается ряд кондитерских изделий. «Белые ночи» — российский международный турнир по бадминтону. Этап Кубка Европы (челленджер) с 2007 года. Место проведения — Гатчина (Ленинградская область). [править]Белые ночи в Нижневартовске
С 1975 года в городе Нижневартовск проводится фестиваль белых ночей. Период празднования белых ночей в Нижневартовске каждый год назначается администрацией города. В 2009 году праздник продлился два дня — 12 и 13 июня, а в 2010 году 3 дня с 11 по 13 июня. «Самотлорские ночи», как еще называют это празднование, обычно подразумевает комплекс различных народных гуляний, концертов, выставок и т. д. [править]Белые ночи в искусстве
О белых ночах не один раз писал А. С. Пушкин. Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла.[1] Ф. М. Достоевский написал рассказ «Белые ночи», по мотивам которого которого не один раз был снят фильм. Интересный факт: Магадан расположен с Санкт-Петербургом на одной широте. И в нём также неоднократно возникает явление белых ночей, но в литературе оно преподносится как северное сияние.