VoIP-телефония уже давно стала одним из главных инструментов снижения стоимости голосовой связи. Однако прогресс не стоит на месте, и передача голоса по VoIP от "карточной телефонии" перешла в стадию специальных программ, которые позволяют передавать голос "поверх" интернета и устанавливаются не только на ПК, но и на мобильные устройства.
Программы и цены
Программы VoIP-телефонии называют софтфонами – комбинация от software («программное обеспечение») и phone («телефон»). Сегодня на рынке представлена как минимум дюжина решений для мобильных телефонов, с помощью которых можно организовать себе недорогую связь, особенно на дальние расстояния. Наиболее известные в России – Skype, EZTalk, Fring, MTTalk, Truphone, Gizmo – они созданы как крупными VoIP-операторами, провайдерами фиксированной связи, так и независимыми разработчиками.
Это небольшие по размеру программы, которыми может пользоваться даже не продвинутый в техническом плане пользователь. Версии такого ПО есть для всех распространенных мобильных платформ: Symbian, Windows Mobile, iPhone, Аndroid. Если ни одной из таких программ нет на вашем смартфоне по умолчанию, установка их предельно проста – достаточно загрузить софтфон и запустить – дальше все действия происходят автоматически. Единственное, где требуется реакция пользователя, – в выборе учетного имени в той или иной системе и указании своего ящика электронной почты, куда будут отправлены ваши учетные реквизиты.
Функционал софтфонов похож – в основном это телефонные звонки, как между пользователями программы (соединение происходит целиком по компьютерной сети), так и между софтфоном и телефоном.
Некоторые системы, к примеру, Skype, могут продать пользователю прямой городской или мобильный номер в нескольких десятках стран, в этом случае звонить на Skype можно как на обычный городской или мобильный телефон. Стоимость владения такими программами обычно минимальна – сама копия клиентского ПО не стоит ничего, стартовый баланс часто отсутствует, а звонки между участниками одной системы по направлению «компьютер – компьютер» и вовсе бесплатны. Единственное, за что надо платить, – это за вызовы на мобильные или городские телефоны, и тут в дело вступают местные операторы связи, которые хотят «свою долю».
Софтфоны работают по условиям предоплаты – для совершения звонков на обычные телефоны необходимо пополнить свой баланс. Эта система знакома большинству пользователей сотовой связи. Кстати, пополнить счет можно через те же автоматы экспресс-оплаты, которые достаточно часто встречаются на улицах мегаполисов, а также с помощью электронных валют – к примеру, WebMoney или «Яндекс.Деньги».
Наиболее выгодно звонить с помощью софтфонов на дальние расстояния, а вот звонки внутри одного федерального округа будут чаще всего выгоднее у операторов сотовой связи.
Но вызовы на другой конец страны или в Европу, США, страны Юго-Восточной Азии – вне конкуренции: разница с «традиционными» операторами связи, к примеру, с «Ростелекомом», будет весьма существенной.
Разумеется, все цены надо уточнить перед тем, как звонить, но порядок цен примерно такой.
При междугородних звонках по России за вызов на мобильный номер через софтфоны придется заплатить 8–16 центов (цены в таких программах обычно номинируются в долларах). А при звонке через традиционного оператора – все 20 центов. Стоимость вызова на фиксированный номер по стране – 5–10 центов у софтфонов и 7–9 центов у операторов традиционной телефонии: здесь выгода неочевидна. А вот при звонках в США, к примеру, через Skype, Fring, MTTalk придется заплатить от 2 до 16 центов, а при вызове через «Ростелеком» – от 60 центов до $1,2: существенная разница. Примерно аналогична ситуация при звонках в Европу – от 2 до 25 центов при звонке через софтфоны и 40–70 центов, если использовать сети традиционных операторов связи.
Отметим, что ценообразование у софтфонов неоднородно – определенные типы вызовов дешевле, другие – дороже. Поэтому перед выбором программы все-таки стоит ознакомиться с прайс-листами таких операторов связи. Кроме того, ничего не мешает поставить у себя на «умном» мобильном несколько программ такого класса и использовать их в зависимости от направления вызова.
Устройства с поддержкой VoIP
Функциональность VoIP в ближайшем будущем можно будет встретить и в отдельных смартфонах/коммуникаторах, где стоимость вызова будет мало зависеть от мобильного оператора связи. Все они появятся в первой половине 2010 года.
Первым в России подобное устройство начали разрабатывать в компании «Скартел» (торговая марка Yota). Рабочее название смартфона – Cosmos, его производством занимается Samsung.
Ключевой особенностью девайса будет возможность работы в гибридном режиме VoIP/GSM. По сути, пользователь может установить в телефон SIM-карту любого оператора связи, и именно этот номер будет транслироваться получателю вызова при совершении звонка по VoIP. Ключевым отличием устройства является специальная VoIP-кнопка со световым индикатором – при выборе пользователя из контакт-листа, который будет интегрирован с «сервером присутствия» «Скартела», вызывающий абонент сразу увидит, можно ли совершить бесплатный звонок по VoIP и «приземлить» звонок через шлюз местного оператора связи по специальным расценкам, примерно напоминающим цены Skype, либо возможен только звонок по сотовой связи (кнопка будет гореть определенным цветом в каждом режиме).
Другое, хотя и не такое революционное решение предложила компания Paragon Wireless в своем смартфоне hipi-2200. Аппарат может работать в сетях GSM (850/900/1800/1900 МГц) и WiFi, и его главная особенность – поддержка ручного и автоматического переключения работы SIP-клиента из GSM-сети в – WiFi-сеть и обратно. Для этого используется фирменная технология передачи голоса поверх беспроводной локальной сети (VoWLAN).
Кроме того, в скором времени на рынке ожидается появление недорогих смартфонов и коммуникаторов от noname-компаний из Юго-Восточной Азии, которые будут использоваться виртуальными операторами сотовой связи, выкупившими у базовых операторов связи большие объемы интернет-трафика.
На них вполне могут быть установлены софтфоны, с помощью которых можно будет общаться в социальных сетях, на сайтах знакомств, форумах а также создавать и редактировать список контактов, единый для всех социальных сетей, совершать видеозвонки, организовывать видеоконференции и осуществлять вызовы по VoIP.