Грядет горячая пора вступительных экзаменов, и перед каждым абитуриентом встает поистине драматический вопрос: учить или списывать? И если списывать, то как? Как-то незаметно ушли в прошлое времена, когда на экзамены студенты и школьники тащили «шпоры», «бомбы» и тому подобную дребедень. На смену прабабушкиным рецептам пришли высокие технологии: теперь продвинутые юнцы благополучно списывают ответ на нужный вопрос с мобильного телефона или карманного компьютера, через беспроводную гарнитуру или MP3-плеер.
Fri, 27 Apr 2007 01:09:09 +0400
Грядет горячая пора вступительных экзаменов, и перед каждым абитуриентом встает поистине драматический вопрос: учить или списывать? И если списывать, то как?
Как-то незаметно ушли в прошлое времена, когда на экзамены студенты и школьники тащили «шпоры», «бомбы» и тому подобную дребедень. На смену прабабушкиным рецептам пришли высокие технологии: теперь продвинутые юнцы благополучно списывают ответ на нужный вопрос с мобильного телефона или карманного компьютера, через беспроводную гарнитуру или MP3-плеер.
мобильная шпора
Как списывать будем?
Да как угодно! Способов ушлые лентяи изобрели великое множество. Вот самые распространенные.
1. Экзаменуемый просто-напросто звонит «на волю» однокурснику (однокласснику), и тот диктует ответ. Приветствуются беспроводные гарнитуры и длинные волосы. Недостатки: нельзя переспрашивать, если чего-то не понял. Могут также возникнуть сложности с произнесением вслух номера (можно, конечно, воспользоваться SMS, но это также чревато).
2. На MP3-плеер заранее записываются ответы, а потом достаточно нажать кнопку – и слушать собственный голос. Никаких сложностей с перемоткой, ну, а при наличии Bluetooth-гарнитуры и буйной шевелюры шансы благополучно списать и вовсе возрастают многократно.
3. Если вас зовут Джеймс Бонд, то почему бы не воспользоваться беспроводным микронаушником? Это чудо техники может использоваться практически со всеми устройствами.
4. Другой замечательный аксессуар шпиона, способный оказать помощь лентяю, – ручка с невидимыми чернилами. Причем писать можно не только на бумаге, но и на одежде, а также коже. Для того чтобы прочесть написанное, потребуется ультрафиолетовый фонарик. Его можно, например, встроить в шариковую ручку.
5. А это настоящий шедевр изобретательности. Ответы на вопросы записываются на наладонник или в электронный органайзер. А для того, чтобы преподаватель не застукал, совершается хитрый маневр: с дисплея устройства снимается поляризованное стеклышко (без него дисплей будет абсолютно белым). Студенту же достаточно надеть заранее купленные очки «Полароид» с поляризованными стеклами – и «шпора» как на ладони. Правда, стоит продумать правдоподобный ответ на вопрос: « А что это вы, батенька, пялитесь на пустой экран? А?»
6. Банк шпаргалок можно разместить на собственноручно созданном WAP-сайте. Главное его достоинство – не только мобильность, но и уникальность. Дав адресок друзьям, можно прослыть интеллектуалом и настоящим компьютерным гением.
7. Ну, и наконец – последнее изобретение российских интернетчиков. Теперь наряду с играми, картинками и мелодиями можно скачать готовую «мобильную шпаргалку». Механизм тот же: достаточно послать SMS-сообщение на определенный код. Далее присылается WAP-ссылка, пройдя по которой, можно скачать требуемый ресурс. Шпаргалка, между прочим, с секретом: одно нажатие # - и вместо текста на экране появляется текущее время.
Симметричные и адекватные меры
Когда увлечение «мобильными шпорами» приобрело масштабы эпидемии, «пострадавшая сторона» решила перейти к ответным действиям, справедливо полагая, что хорошая отметка, добытая таким путем, говорит в лучшем случае о находчивости и сообразительности, а никак не о знании предмета. Так российские, и не только российские вузы охватила настоящая шпиономания.
Теперь в большинстве случаев сумки и портфели у экзаменуемых безжалостно изымаются. С собой можно пронести разве что ручку. Но это в руках, а как же содержимое карманов? Далее: постоянный контроль во время самого экзамена. Если у студента замечаются мобильник, наладонный компьютер или плеер, за экзамен автоматически выставляется неудовлетворительная оценка. Но и это еще не все. На помощь преподавателям пришла техника.
Арсеналом «мобильных глушилок» обзавелись крупнейшие московские вузы, как минимум три из шести вузов Екатеринбурга, практически все высшие учебные заведения Нижнего Новгорода. О закупках шпионского оборудования заявили также в Уфимском технологическом университете. В Вятском государственном университете в Кирове применяются не только глушители, но и своего рода фейс-контроль против личностей, сдающих экзамены за других. Некоторыми вузами также используются веб-камеры.
Борьба с нечестными студентами развернулась и на Украине. В прошлом году в Волынском государственном университете имени Леси Украинки в аудиториях, где проходили вступительные экзамены, установили телекамеры. Они фиксировали четырехчасовый процесс экзаменов, а родители на улице с больших экранов наблюдали, как дети сдавали экзамены.
В Ивано-Франковском техническом университете нефти и газа применялись специальные глушители для сотовых телефонов. Каждое из этих устройств состоит из трех антенн, в радиусе двадцати метров распространяющих сигнал, блокирующий мобильную связь. Администрация ВУЗ приобрела 4 таких прибора. Стоимость каждого - не меньше шести тысяч гривен.
Чем глушить будем?
Как правило, в вузах используется два типа блокираторов: интеллектуальный и шумовой. Интеллектуальный блокиратор работает от обычной розетки и прекращает все радиосигналы в радиусе от 10 до 40 метров, в зависимости от мощности. Так называемые шумовые блокираторы действуют на большем расстоянии. Некоторые российские вузы используют собственные приспособления, происхождение и механизм работы которых держится в строжайшей тайне. Цена на оборудование, в зависимости от мощности, колеблется от 400 до 3 000 евро.
До недавнего времени большинство блокираторов действовало лишь на телефоны, работающие в стандарте GSM. Однако ошибка вскоре была устранена, и юнцы со специально приобретенными к экзамену CDMA-аппаратами благополучно сели в лужу.
Законно ли это?
По крайней мере, в России – незаконно. Ограничение зоны связи – дело наказуемое, поскольку нарушаются права потребителей услуг сотовой связи. Так что студенты или их родители, подавшие соответствующее заявление в суд, имеют все шансы выиграть.
Но это – еще цветочки. Самая главная проблема заключается во вреде здоровью, который могут нанести студентам (да и преподавателям) мобильные глушители. Особенно опасными считаются шумовые блокираторы. ГОСТы для подобных устройств пока не разработаны, воздействие излучаемых глушителями волн на организм человека до конца не изучено и неизвестно, к каким последствиям это может привести. Настораживает и то, что действуют представители учебных заведений на свой страх и риск: с Министерством образования (да и с Министерством здравоохранения) «план боевых действий» не согласовывается.
Деньги на ветер?
Говорить о реальной эффективности систем, блокирующих использование мобильных устройств, сложно. С одной стороны, безусловно, достигается стопроцентная «стерильность» экзамена – но это только в том случае, если студент надумает звонить по своему мобильнику. А если вся нужная информация записана на сам мобильник? В данном случае эффективным может быть исключительно визуальный контроль со стороны преподавателей. К тому же, старые добрые «шпоры» и «бомбы» тоже никто не отменял.
С другой стороны, опытному преподавателю выявить наличие списанного ответа не составит никакого труда. Для этого существует проверенный веками способ: дополнительные вопросы.
Учитесь на чужих ошибках и не забудьте совершить собственные. В назидание потомкам.