В странах Запада известны и достаточно распространены следующие сексуальные комплексы: Алисы в стране чудес, Титании, Рыцаря и Развратника, Мессалины, Золушки, Дон Кихота, Мадонны и Блудницы, донжуанизм, комплексы Отелло, Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды.
Комплекс Алисы в стране чудес развивается у женщин, живущих в мире фантазии. Их богатое воображение создает сценарий любви, идеальный союз, в котором каждый из партнеров играет определенную роль. Эти мечтания ведут к тому, что женщины с таким комплексом живут ожиданием встречи с партнером - воплощением их фантазий.
При комплексе Титании женщина создает в своем воображении образ идеального мужчины, которого ищет всю жизнь. Мужской идеал формируется под влиянием литературных персонажей, героев фильмов. Герои романов или актеры включаются в сексуальные фантазии, в частности, во время сексуального контакта женщина представляет себе в качестве партнера другое лицо.
Суть комплекса Рыцаря и Развратника заключается в том, что женщина ищет в мужчине одновременно и рыцаря, и развратника. В этом комплексе присутствуют два разных типа: Рыцарь, как воплощение мужественности, благородной силы, внушающей доверие, чувство безопасности, опоры у обожающей его женщины, романтической, чистой и невинной, и Развратник - олицетворение грубой, стихийной мужской силы, суперсексуальный мужчина.
Комплекс Мессалины присущ женщинам страстным, чувственным, сексуально возбудимым, предъявляющим повышенные требования к партнеру, меняющим партнеров, то есть женщинам оргиастической культуры секса. В разные периоды истории сексуальные качества женщины ценились очень высоко, но и сегодня многие считают привлекательным образ чувственной женщины, полагая, что страсть, чувственность - главное в браке.
Комплекс Золушки отражает пассивную жизненную позицию женщины, ожидающей принца из сказки, который введет ее в мир приключений, красоты, комфорта. Мечты о необыкновенном, красивом мужчине типичны для ранней юности, но у некоторых женщин они сохраняются и в зрелом возрасте. Такие женщины мечтают о том, чтобы их обожали, замечали, вводили в большой свет.
При комплексе Дон Кихота мужчина проявляет по отношению к женщине иллюзорные ожидания и желания, говорит о ней с обожанием, идеализирует ее, возводит на пьедестал, поклоняется ей.
Название комплекса Мадонны и Блудницы весьма точно определяет поведение многих мужчин, воспитанных на традициях западной культуры. Он состоит в противоречивой оценке женщин мужчинами. С одной стороны, они подчеркивают ценность женственности, верности, добродетели, преданности, с другой - ценят женщин чувственных, доступных, кокетливых. Одну одаривают духовной любовью, выбирают в жены и матери, к другой испытывают вожделение, у нее чаще ищут удовлетворения своих сексуальных потребностей. Нередко такие мужчины прямо делят женщин на две категории: женщины-жены и женщины-любовницы. Это весьма распространенный комплекс. Даже поверхностное знакомство с историей культуры показывает, откуда происходит этот комплекс - он представляет собой следствие двойной морали, свойственной мужчинам, и специфического воспитания, культивирующего признание их превосходства.
Донжуанизмом называют стиль поведения, цель которого - завоевывать женщин, обладать ими только для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Чем большее количество любовных связей у таких мужчин, тем сильнее они укрепляются в осознании собственной мужской ценности. Женщина при этом рассматривается как вещь, которая после того, как ею овладели, теряет свою ценность и интерес.
Комплекс Отелло состоит в патологической ревности. Мужчины с таким комплексом ревнуют свою партнершу чаще всего под действием алкоголя, рисуя в своем сознании сцены измены. Этот комплекс следует считать скорее проявлением страха перед женщиной, боязни быть осмеянным, потерять собственное достоинство, чем результатом стремления безраздельно владеть женщиной.
Комплексом Ромео и Джульетты считают любовь с первого взгляда, стремление к скорейшему заключению брака. Его происхождение связано с запретом добрачных контактов, когда половая любовь допускалась только в браке. Потребность соединиться при этом комплексе так сильна, что позволяет влюбленным преодолевать все препятствия, встречающиеся на их пути. В наше время этот комплекс практически не встречается, поскольку терпимое отношение к добрачным половым контактам распространено повсеместно и вступление в брак также не представляет большой проблемы.
В комплексе Тристана и Изольды соединяются эротизм и чувство вины. Лица с этим комплексом, нарушив запрет добрачной половой связи, испытывают противоречивые чувства: с одной стороны - сексуальное удовлетворение, с другой - чувство вины за нарушение признанной ими моральной нормы.
Следует сказать, что рассмотренные выше комплексы сами по себе еще не являются патологией и не вызывают сексуальных нарушений, они лишь создают фон для их развития. Подобную роль играют и сексуальные мифы, например, миф о роковой женщине, эротическом рае, золотом веке и т.п. Комплексы в поведении, мифы, формируя определенные установки в отношении секса или партнера, могут способствовать созданию условий для развития нарушений сексуального здоровья. Миф о роковой, фатальной женщине характерен почти для всех культур, где доминируют мужчины.
Фатальность женщины при этом выражается по-разному, но чаще всего женщина кажется воплощением злого божества, злой силы, совратительницей мужчины и т.п. Общекультурным мифом является и эротический рай, в котором отражаются черты, характерные для той или иной культуры. Например, в мусульманском раю гурии дают вечное сексуальное наслаждение мужчинам, а в христианском - человек переходит от земной любви к любви божественной.
Формированию сексуальных комплексов и сексуальных психотравм, которые в дальнейшем могут сказаться на сексуальном поведении, способствует неправильное воспитание.