Главная международная новость дня пришла из Верховного суда Ливии. Он оставил без изменений смертный приговор палестинскому врачу и пяти болгарским медсестрам. Их обвиняют в намеренном заражении СПИДом 400 ливийских детей.
В Европе это тянущееся восьмой год дело считают политическим - и надеются, что в последний момент обвиняемых (в прессе их называют заложниками) помилует Муамар Каддафи. Ливийский лидер ведет с Западом сложную игру и хочет повыгоднее использовать свои немногочисленные козыри.
Корреспондент НТВ Андрей Черкасов следит за судьбой приговоренных.
Казнить нельзя помиловать. Свой знак препинания в этом непростом решении сегодня поставил верховный суд Ливии. В том, что смертный приговор пяти болгарским медсестрам и врачу-палестинцу останется в силе, мало кто сомневался. Но вот будет ли он приведен в исполнение - это, судя по сообщениям из Триполи, еще вопрос.
Ливийское дело врачей началось в 99-м. Власти страны обвинили иностранный медперсонал в сознательном заражении вирусом СПИДа более четырех сотен детей в одной из больниц города Бенгази. За последние восемь лет, которые болгарские медсестры и палестинский врач провели за решеткой ливийской тюрьмы, их уже дважды признавали виновными и приговаривали к смертной казни.
Для Ивана Ненова новости из Триполи неожиданностью не стали. Врач и муж одной из приговоренных сестер давно понимает, как принимаются решения ливийским правосудием.
Иван Ненов: "В решении не будет ничего нового. Я думаю, стоит ожидать переноса заседания. Это политический процесс с четкими политическими требованиями. Быстрого решения здесь не предвидится".
У ливийского посольства в Софии сегодня состоялся митинг протеста. Все, кто пришли, - родственники медсестер и простые граждане - уверены в их невиновности.
За этим делом следит вся Болгария, следят в Европейском союзе и США. Процесс над болгарскими медсестрами уже давно стал разменной картой в игре, которую ведет Муамар Каддафи. Но это и помогает шести осужденным избежать расстрела.
В том, что иностранные врачи виновны в заражении маленьких детей, 56 из которых уже скончались, власти Триполи не сомневаются. Все заявления об их невиновности и независимой экспертизе, подтверждающей, что причиной эпидемии СПИДа стала ужасная антисанитария, никакого воздействия не возымели.
Единственное, что может заставить Триполи пересмотреть свою позицию - экономическая и политическая выгода. Экономика - это в первую очередь денежная компенсация. Семьи зараженных детей потребовали от болгарских властей по 10 миллионов евро за каждого пострадавшего ребенка.
Сумма, которую София выплачивать отказалась: таких денег у Болгарии нет. Не спешит с выделением средств и Европейский союз, предпочитая переговоры. Со стороны Триполи их ведет Фонд Каддафи, которым руководит сын лидера ливийской революции Сейф аль-Ислам.
Недавно он заявил, что по основным пунктам удалось договориться, однако не стал уточнять детали соглашения. Скорее всего, Ливия получит компенсацию. Официально деньги будут предназначены для развития медицинских программ по исследованию в области СПИДа. Но их распределением займутся именно ливийские власти.
Болгарский МИД не стал комментировать сегодняшнее решение суда в Триполи и лишь ограничился сухим официальным заявлением.
Димитр Цанчев, пресс-секретарь Министерства иностранных дел Болгарии: "Мы не будем сегодня комментировать решение верховного суда Ливии. МИД Болгарии собирается вызвать ливийского консула. А пока могу сказать, что официальное заявление мы планируем сделать в течение нескольких дней - в зависимости от развития ситуации".
Формула "налог на кровь" очень хорошо вписывается в канву шариатских законов, которыми руководствуется Ливия. Виновная сторона должна платить пострадавшей. По крайней мере, это заставили сделать и сам Триполи.
После взрыва самолета компании "Панам" в небе над шотландским Локерби в 89-м и признании в совершении теракта двух бывших агентов ливийских спецслужб, режим Каддафи выплатил семьям погибших 2 миллиарда 700 миллионов долларов. Это была самая крупная сумма в истории денежных компенсаций.
В понедельник дело болгарских медсестер и врача-палестинца рассмотрит высший совет юстиции - главный судебный орган Ливии. Он вправе смягчить или вообще отменить приговор.
В том, что высшей меры наказания не будет - уверены многие наблюдатели. Ливия - это не Ирак, заявил сын Муамара Каддафи. Доживем до понедельника.