Зеркальная фотография для новичка. Тест-дуэль: Canon 500D против Nikon D5000. Выбор камеры для отпуска – одна из самых популярных тем летом. А уж выбор зеркальной камеры – вообще особый разговор. Сегодня мы сравним две популярные зеркальные камеры начального уровня. Речь пойдет о Nikon D5000 и Canon 500D. Доступно о зеркалках Оговоримся сразу – данный материал ориентирован на начинающих пользователей. Тех, кто снимал обычной цифровой мыльницей и захотел камеру получше, увидев её у друзей или прочитав о ней в Интернете. Впрочем, тех, кто уже имеет опыт съемки зеркальной камерой и хотят сменить старый аппарат, данный материал также заинтересует. Но «опытным» любителям лучше сразу перейти к тестированию, пропустив ликбез про камеры, объективы и формат RAW. Итак, если вы еще не приняли решение о покупке зеркальной камеры, вам стоит обратить внимание на несколько моментов. Начнем мы с недостатков зеркальных камер, о которых часто говорят начинающие. Зеркальная камера стоит достаточно дорого, кроме этого, если вы захотите приобрести другой объектив, приготовьтесь не к самым низким ценам. О самих объективах – чуть ниже. Другим недостатком любой «зеркалки» является её размер. Нет, любой фотограф профессионал, взявший в руки что Nikon D5000, что Canon 500D, скажет, что они легкие и компактные. Но бывший пользователь мыльницы скажет, что эти камеры большие. Естественно, у большого размера есть и обратная сторона – удобный хват и отличная эргономика. Ни одна мыльница по эргономике не сравнится с зеркалкой. Nikon D5000: зеркальная камера с поворотным экраном Теперь о достоинствах. Посмотрим правде в глаза: что бы там не говорили рекламные ролики компактных камер, любая зеркалка, даже несколько устаревшая позволяет получить изображение на порядок лучше мыльницы. Какой бы дорогой эта мыльница не была. Если вы снимаете зеркалкой – результат будет лучше. Кроме лучших результатов «при прочих равных», вы сможете снимать в таких условиях, где обычная камера бессильна. В затемненном помещении зеркалка не будет иметь проблем с фокусировкой и сможет снимать без применения вспышки. Последнее – очень важно. Большинство рассматривает фотографии с засвеченными вспышкой лицами как «очень удачные», а вот корреспондента журнала за портретный снимок со вспышкой, «выстрелившей» в лицо, могут просто уволить. Canon 500D: видеосъемка 1080p и дисплей высокого разрешения Это особенно критично при съемке людей. Вспышка не только искажает цвета, но и «выбивает» все дефекты кожи. Никогда не думали, почему фотограф-профессионал направляет вспышку вверх/вбок или использует рассеиватель? Именно по этим причинам. И если раньше, снимая мыльницей, вы были вынуждены использовать вспышку, то с зеркалкой сможете обойтись и без нее. Скорость фокусировки и её точность тоже очень важна. На скольких ваших фотографиях в фокус попадал не тот объект, в который вы целились? Зеркальная камера, как раз из-за использования механизма, давшего «зеркалкам» это название, фокусируется очень быстро и очень точно. Nikon D5000 со штатным объективом 18-55 мм А теперь стоит вспомнить один миф, который бытует среди начинающих пользователей. Миф о том, что снимать зеркалкой очень сложно и с ней нужно долго разбираться. Современная зеркальная камера – это не советский «Зенит». Да, конечно, зеркальные камеры имеют очень большое число настроек и это одно из основных их достоинств. Но в любой современной зеркалке есть полностью автоматический режим. Который абсолютно все настройки установит сам. Однако, «полный автомат» не позволит получить действительно выдающихся результатов. Настоятельно рекомендуем использовать при съемке формат RAW. О нем чуть ниже. Объективы Многие новички не понимают, зачем менять объектив. Поясним. Если в мире мыльниц очень многое определяет параметр «кратности», то здесь он вторичен и очень неинформативен. Если в камере-мыльнице применяется универсальный объектив, то у зеркальных камер объективы имеют своё назначение. Конечно, есть и объективы-универсалы, позволяющие снимать с широким углом (напр. на узкой улочке), так и со значительным увеличением. Именно такими и комплектуются камеры, если вы приобретаете комплект (kit). Для камер начального уровня от Canon и Nikon (не только 500D и D5000) таким решением является объектив с изменяемым фокусным расстоянием в пределах 18-55 миллиметров, то есть с чуть более чем с трехкратным увеличением. Повторимся еще раз. Можно приобрести объектив вообще без возможности изменять фокусное расстояние («фикс»), который будет увеличивать сильнее. Смотреть нужно только на миллиметры фокусного расстояния. Сама цифра определяет ширину «угла зрения», диапазон их – это пределы изменения этого угла – та самая кратность. Зеркальная камера может использовать ЖК-экран для проверки композиции кадра, но лучше использовать его для отображения служебной информации Чем меньше эта цифра на объективе, тем более широкий угол попадает в поле зрения. Объектив 12-24 мм идеален для узких улочек и широких видов. Стандарный (18-55 мм) позволяет также снимать и портреты. Телеобъективы (от 70 мм, например 70-300 мм) – позволяют снять отдаленный объект. На первое время (а кому-то и навсегда) вам хватит стандартного объектива. Он дублирует диапазоны изменения фокусного расстояния большинства мыльниц. Потом вы можете приобрести объектив с широким углом, телеобъектив или туристический универсал 18-200 мм, покрывающий большой диапазон расстояний. Сама возможность смены объектива - очень большое преимущества владения зеркалкой. Nikon D5000: встроенная вспышка О таком понятии как светосила мы не будем говорить в рамках этого материала. А вот о стабилизации сказать нужно. Как Canon, так и Nikon устанавливают систему стабилизации в объективы, а не камеры. Поэтому, если вы хотите, чтобы объектив компенсировал дрожание рук, выбирайте модели с постфиксом IS у Canon или VR у Nikon. Или же просто спросите продавца, оснащен ли тот или иной объектив оптическим стабилизатором. Объективы из комплекта Canon 500D и Nikon D5000 – стабилизированные. Формат RAW Если вы давно присматриваетесь к зеркалке, то уже слышали про возможность съемки «в RAW». Кратко поясним для тех, кто привык снимать в JPEG. RAW- данные с сенсора камеры. Этот формат не имеет четких спецификаций и для каждого производителя он свой. В камерах Nikon это файл .nef, у Canon такие файлы имеют расширение .cr2. Преимущества RAW кроются в избыточности этого формата. Обеспечивается значительно более хорошая передача полутонов. После съемки можно корректировать экспозицию, баланс белого, насыщенность, контрастность, яркость. Можно подавлять шумы и корректировать недостатки объектива. А самое важное это то, что можно редактировать снимок несколько раз, в поисках наилучшего результата. Все изменения всегда можно отменить без потери качества. "Китовый" объектив 500D оснащен системой стабилизации. Как и объектив D5000. Обрабатывать RAW – просто. Для этого нужна программа-конвертер, мы предпочитаем Adobe Lightroom. Для Canon можно использовать поставляемый с камерой DPP. Нужно понимать, что конвертор – это не Photoshop (пусть и называется Photoshop Lightroom). Вы просто открываете фотографию и двигаете ползунки, добиваясь желаемого эффекта. Установленный Photoshop для его работы не нужен, на выходе вы получите обычный JPEG или другой привычный формат. Помните, если вы видите очень яркое красочное фото, то с 99% процентной вероятностью оно снять зеркальной камерой (или профессиональной однообъективной камерой) в RAW и затем обработано с помощью конвертора. Загрузить демо-версию можно по ссылке выше (выберите Download free trial). Скачать raw-файл можно здесь. От Canon 500D. И от Nikon D5000. Советуем скачать и попробовать. Если вы не поняли что-то из этого текста, либо оно показать вам слишком сложным – можете снимать в привычный JPEG. Но мы настоятельно рекомендуем попробовать обработать RAW-файл хотя бы раз. Тест-дуэль Итак, пришло время перейти непосредственно к камерам. Сразу хочется заметить, какую бы камеру из этих двух вы не выбрали – вы не пожалеете. На сегодняшний день это две лучшие модели зеркальных камер начального уровня на рынке. Впрочем, некоторые отличия между ними есть. Как по эргономике, так и по изображениям. Рассмотрим подробнее Внешне обе модели не особенно различаются. Расположение органов управления также похоже. Проблем со свободным местом на корпусах камер нет, поэтому упор сделан не на минимизацию органов управления, а на удобство. На обеих камерах кнопки разнесены по корпусу. Справа от ЖК дисплея у каждой камеры – джойстик управления. У Nikon D5000 это именно джойстик, у Canon – четыре раздельные кнопки. Колёсико выбора режима у обеих камер расположено сверху. А вот расположение главного колеса управление различается. У Canon 500D оно сверху (под указательный палец), у Nikon D5000 – сзади (под большой). Что удобнее сказать сложно – вопрос привычки. А привыкнуть легко к обоим вариантам расположения. Nikon D5000: поворотный экран Из достаточно серьёзных отличий – дисплей. У Nikon D5000 он поворотный. Его можно развернуть экраном к камере для защиты от царапин, а можно расположить под любым углом. В Canon 500D экран фиксирован. Поворотный экран – это преимущество модели от Nikon, но небольшое. Зеркальные камеры ориентированы на съемку через видоискатель. Это также позволяет устранять дрожание камеры. Сам режим Live View (вывод изображения на ЖК-экран в процессе съемке) появился в зеркальных камерах не так давно. Одно из основных преимуществ зеркалки, как мы уже говорили, это быстрая фокусировка. А это возможно только тогда, когда сенсор получает информацию минуя матрицу. Если же вы снимаете в режиме Live View, как на мыльнице, то камера будет фокусироваться более медленно. Но при съемке из толпы, когда нельзя смотреть через видоискатель, такой режим будет очень полезен. И в этом случае куда лучше, если экран поворотный. Сила зеркальной камеры не только в возможности её настроить, но и в простоте доступа к настройкам. Такое удобство позволяет без труда экспериментировать. Если вы снимаете не на полном «автомате», то менять ISO, выдержку и диафрагму будет очень удобно. Расположение кнопок у камер разное, но нельзя сказать, что какая-то модель однозначно удобнее. Canon 500D с "китовым" объективом Однако, один «эргономический» минус мы нашли. Если у вас большая рука, то при использовании Nikon D5000 можно случайно задеть джойстик управления, что приведет к смене точки фокусировки, если вы снимаете в одном из «творческих» режимов (P-A-S-M). Вообще, Nikon D5000, как нам показалось, больше подходит обладателю средней руки. Если у вас крупная рука – присмотритесь к Canon 500D. Canon 500D использует 15,1-мегапиксельную CMOS-матрицу размера APS-C, за обработку изображений отвечает процессор Digic 4. Трехдюймовый ЖК-дисплей может похвастаться высоким разрешением – 920000 точек. Такой же дисплей используется в профессиональной камере Canon 5D Mark II. Скорость серийной съемки составляет до 3,4 кадра в секунду. Максимальная серия при съемке в JPEG – 170 снимков, в RAW – 9 снимков. Система автофокусировки состоит из 9 датчиков f/2.8. Диапазон чувствительности ISO составляет от 100 до12 800 единиц. Nikon D5000 Перейдем к Nikon D5000. Разрешение этой камеры чуть меньшее, чем у конкурента – 12,3 мегапикселя. Однако, большинство наших читателей знают, что значение количества мегапикселей было раздуто маркетологами. Тип матрицы – CMOS. Скорость серийной съемки у Nikon D5000 составляет 4 кадра в секунду. Серия кадров может составлять 63 в формате JPG или 11 в формате RAW. Диагональ поворотного дисплея составляет 2,7 дюйма, разрешение – 270000 точек. Система автофокусировки состоит из 11 датчиков. Диапазон чувствительности ISO – 100-6400 единиц. Обе камеры способны снимать HD-видео и содержат интегрированные системы очистки матриц и выходы HDMI. По видео преимущество имеет Canon 500D, способный снимать видеоролики в формате 1080P (1920 на 1080). Nikon D5000 может похвастаться разрешением лишь 1280 на 720. Также обе модели используют карты памяти формата SD. Фотогалерея Оценить качество фотографий обеих камер очень важно для выбора. Кликните по фотографии для просмотра её в полном разрешении. Внимание, размер каждого файла составляет 3-6 МБ. Фотографии Canon 500D Фотографии Nikon D5000 Уровень шума при различных значениях ISO Nikon D5000 Чувствительность Canon 500D ISO 200 ISO 400 ISO 800 ISO 1600 ISO 3200 ISO 6400 (не поддерживается камерой) ISO 12800 Заключение Canon 500D и Nikon D5000 представляют собой отличные зеркальные камеры начального уровня. Серьёзных недостатков камеры не имеют, но некоторые достоинства друг перед другом есть. Преимущества Nikon D5000: Поворотный дисплей; 11 сенсоров фокусировки. Преимущества Canon 500D: Высокое разрешение дисплея; Отличная эргономика; Широкий диапазон изменения ISO (до 12800). Результат нашей дуэли – ничья. Вы можете выбрать любую из этих камер и не пожалеете. Другим определяющим параметром может быть удобство камеры именно для вас. Поэтому мы советуем просто пойти в магазин и подержать в руках обе модели. Константин Терентьев
|