Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. Работодатели в период экономического безобразия хотят заказать такую музыку, которая бы играла долго, качественно и исключительно в соответствии с их меломанскими предпочтениями. Поэтому к подбору персонала подходят скрупулезно, уделяя внимание всем деталям – начиная от образования и опыта работы будущего сотрудника, заканчивая его внешним видом и сексуальными увлечениями. Ведь важно создать коллектив дружный, если не сказать идеальный, и еще по возможности экономный.
1. Стаж работы – миллиард лет от Рождества Христова
Часто работодатели грешат тем, что не сопоставляют возрастные данные своих будущих сотрудников с возможностями нашей системы образования. И поэтому появляются следующие требования: «возраст от 18 лет, высшее образование… опыт работы от 3 лет». Возможность у человека получить диплом о высшем образовании появляется в 21-22 года, стаж работы во время учебы получить сложно. Вывод: компания хочет заполучить к себе вундеркинда, который успел к 18 годам отучиться в ВУЗе, еще и поработать. Все бы ничего, но зарплата для вундеркинда маловата. Об этом – дальше.
2. Универсальные солдаты по оптовой цене
Зарплата – это самый болезненный вопрос, как для работодателей, так и для соискателей. Работодатель хочет сэкономить, будущий работник – отхватить «лакомый кусочек». В результате и те и те идут на маленькие хитрости. Умиляют вакансии, в которых указана зарплата, к примеру, в 300 тыс гривен, а внизу стоит приписка: «зп по результатам собеседования». Как хочешь, так и понимай. Или зарплата в 2500 гривен обещана сотруднику со следующими «достоинствами»: знание 1С бухгалтерии, владение английским и немецким языками, перевод инвойсов, составление коносаментов, готовность к длительным командировкам, наличие собственного автомобиля. И эти все знания за непропорциональные 2,5 тысячи гривен.
«Универсальных солдат» работодатели хотят сделать из PR-менеджеров. «По версии некоторых работодателей, соискатели на позицию «менеджера по продажам» должны обладать целым «букетом» дополнительных умений. Например, быть PR-менеджерами, офис-менеджерами и системными администраторами. Как правило, такие требования к соискателям выдвигают небольшие компании. Они желают закрыть сразу несколько позиций одним сотрудником. Такие вакансии там обычно не проходят цензуру и модерируются. Еще один яркий пример, который был приведен кадровым порталом, – вакансия «PR-менеджер со своим автомобилем». Подразумевала поиск обычного продавца, который ездит на своем автомобиле и развозит по магазинам и ларькам продукцию бренда, параллельно рекламируя ее.
3. График работы – всегда
Отдельная тема – график работы. Ненормированный, готовность работать в праздники и выходные дни. Была также встречена в вакансиях следующая формулировка: «Приходить в офис на 16:00 и оставаться до ухода руководителя». Это как из известного анекдота, который заканчивается фразой: «Копать отсюда и до обеда».
4. Нет интима – нет работы
Уже никого не удивляет, что руководители компаний ищут «два в одном» - секретаря и любовницу. Откровенно об этом пишут и в своих требованиях: «интим с руководителем», «дополнительное времяпровождение с руководителем» или вариации на тему. Часто не берут замужних/женатых или тех, у кого «семейные проблемы». При этом, что имеется ввиду под семейными проблемами – не уточняется.
Новинка в этом жанре - вакансии журналистов с интим-услугами. Видимо, работодатели не так понимают изречение: «журналист – одна из древнейших профессий».
5. Фотографии, запахи и прочий фетиш
Часто работодатели требуют, чтоб их работники хорошо выглядели. Для этого необходимо вместе с резюме высылать «два удачных фото». К примеру, качество, без которого секретарь-референт не сможет исполнять свои обязанности: «Модельная внешность (резюме без ФОТО в полный рост и данных рост/вес/бюст) не рассматриваются (!)».
Но методика подбора персонала эволюционировала и фото «рост-вес-бюст» уже не актуальны. Подавай нам фото пяток! Определенно, по пяткам можно рассказать все о человеке. «Одна из вакансий содержала требование к соискателю показать фотографию своих пяток. Как оказалось, в офисе этой компании все сотрудники ходят босиком. Посему поддержание «качества пяток» входит в перечень обязательств сотрудника».
Также пользуются спросом хорошо пахнущие сотрудники. Работодатели часто выдвигают такие требования к соискателям. И еще один хит – от соискателей иногда требуют заниматься активным видом спорта. В международном кадровом агентстве пояснили: в таком случае нужно быть готовым к тому, что у работодателя принято всем коллективом покорять горы и устраивать сплавы по горным рекам. Видимо, вместо традиционных «фуршетных» корпоративов. Кстати, в вакансиях также часто указывают отдельным требованием к будущему сотруднику пожелание о его безалкогольном виде жизни. Иногда это выглядит забавно: «не пить». Что не пить при этом не уточняется. Так что нужно быть осторожным, возможно, ваш будущий потенциальный работодатель находится в пустыне и собирается морить вас жаждой.
Тем не менее, экзотика в вакансиях не отпугивает соискателей. Как говорится, на каждый товар есть свой купец. И, честно говоря, многие в период кризиса (говорят, он уже закончился, но мы этого пока не замечаем) не капризничают, когда речь идет о работе и заработной плате. Всегда можно помыться, сфотографировать свои пятки, прихватить под мышку байдарку и пойди на собеседование. А вдруг там вы встретите своих единомышленников, работать с которыми будет весело и прибыльно.