Что это такое
Аэрография – это искусство живописного письма аэрографом. Применима не только к автомобилям и мотоциклам, но и при декорировании керамики, разрисовке тканей и театральных декораций, в книжной графике, в изготовлении крупноформатных плакатов. При помощи этой техники можно раскрасить, в принципе, все, что угодно, включая, например, сноуборд, защитный шлем, системный блок компьютера, мобильный телефон и т.д.
Аэрограф предназначен для напыления краски. Но, в отличие от пульверизатора, аэрограф имеет очень узкий и более точно регулируемый спектр распыления. Аэрографом можно наносить тонкие штрихи, что очень важно при прорисовке мелких деталей рисунка. Сложность, красочность, реалистичность и качество исполнения рисунка ограниченны только фантазией, мастерством и талантом художника. Аэрограф рисует горазда аккуратнее кисти, остаются заметные мазки. Впрочем, наряду с аэрографом, может применяться кисть — для ювелирной, «точечной» доводки рисунков со сложными, насыщенными сюжетами.
Аэрографию принято считать не ремеслом, а именно искусством, т. к. изображение рисует художник и оно, как правило, неповторимо. Машина становится действительно узнаваемой, кроме того, изображение выражает внутреннюю сущность владельца, несет какой-то эмоциональный заряд и просто здорово выглядит.
Что движет заказчиками аэрографии? Как правило, желание выделиться, сделать свою машину эксклюзивной, красочной, да и просто более красивой.
Достоинства и недостатки
Достоинства:
1. Автомобиль становится оригинальным, неповторимым.
2. Рисунок аэрографии, как правило, подчеркивает модель и дизайн автомобиля, стиль и характер владельца, выделяя его среди массы людей.
3. Автомобиль с рисунком сложнее угнать — он становится более заметным для прохожих и автомобилистов.
Недостатки:
1. Высокая стоимость нанесения рисунка, причем в столице цена может превышать цену аналогичной работы в регионе в несколько раз.
2. Высокая стоимость восстановления рисунка — если рисунок аэрографии поврежден, его сложно восстановить и это можно сделать не в каждом автосервисе, так как для этого необходим художник.
3. Проблема может возникнуть в том случае, если Вы решите застраховать рисунок. Для того чтобы получить подобную страховку, необходимо предоставить документы: счет, акт о проделанной работе, значит, изначально выбирая художника, необходимо продумать и остальные нюансы, особенно по части финансовой документации. Кроме того, далеко не всякая компания возьмется страховать аэрографию.
4. Подобное художество может создать проблемы при последующей продаже машины. Согласитесь, вкусы у всех разные: картина, от которой в восторге Ваш сосед, может вызвать у Вас стойкое отвращение. Да и выделяться из толпы готовы далеко не все. Хотя есть примеры, когда машины с аэрографией продавались в два раза дороже!
Алгоритм работы
1. Разработка эскиза
Художник и заказчик определяют стиль, направление, тему будущего рисунка и его расположение на кузове автомобиля. Важно учесть цвет автомобиля, чтобы рисунок хорошо гармонировал на этом фоне.
Затем начинается разработка эскиза. Художник может предложить Вам что-либо из своего портфолио, разработать эскиз вместе с Вами или же получить от Вас готовы эскиз. Наиболее популярен вариант совместной работы над эскизом. Автомобиль заказчика фотографируется или используются фото автомобиля такой же марки и с тем же цветом кузова. Рисунок при помощи графического редактора (например — Adobe Photoshop) наносится на фото автомобиля. На этом этапе большую помощь могут оказать компьютер, цифровой фотоаппарат, сканер, графический планшет, коллекция фотографий и рисунков. Впрочем, иногда достаточно листа бумаги и карандаша. Только после того, как эскиз будет утвержден Вами, а под соответствующими документами будет стоять Ваша подпись, художник перейдет к следующему этапу.
2. Нанесение рисунка
Подготавливаются детали, на которые будут наноситься фрагменты рисунка аэрографии. Если лакокрасочное покрытие (ЛКП) детали не повреждено, то верхний слой лака «матуется» при помощи специальной абразивной пасты или наждачной бумаги. Это делается для того, чтобы краска в последствии более хорошо легла на ЛКП. Если на детали есть дефекты, то они убираются при помощи рихтовки, шпатлевки, грунта и краски. На этом этапе необходимы теоретические знания и практические навыки работы по кузовному ремонту автомобиля.
Затем наносится сам рисунок аэрографии. Для росписи используются автомобильные краски, предварительно подготовленные колористом или самим художником путем смешивания красок различных цветов. Некоторые рисунки удобнее наносить при помощи заранее подготовленных трафаретов.
3. Защита рисунка
Деталь, на которую наносился рисунок, покрывают из пульверизатора лаком. После затвердевания лака необходима полировка.
4. Уход за рисунком
Детали, на которые был нанесен рисунок, требуют такого же ухода при эксплуатации автомобиля, как и детали без рисунков аэрографии: также наносятся защитные полироли или при появлении небольших царапин на лаке применяется абразивная полировка.
Аэрография и Правила дорожного движения
В ПДД аэрография отнесена к многоцветной раскраске транспортного средства. Она должна отвечать следующим требованиям.
Первое: она не должна копировать и быть похожей на опознавательную раскраску и символику ведомственных автомобилей — милиции, ДПС, спецслужб и т. д.
Второе: в паспорте транспортного средства должна быть соответствующая отметка о наличии на автомобиле рисунка.
Третье: аэрография должна занимать не более 30 процентов площади кузова.