Монополия Материал из Википедии — свободной энциклопедии Эта версия страницы ожидает проверки и может отличаться от последней подтверждённой, проверенной 9 октября 2010.
У этого термина существуют и другие значения, см. Монополия (значения). Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей: например, установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть составлена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли", которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И наоборот при нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, какую только выдержит рынок. Тем не менее по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Здесь может играть роль боязнь введения государственного регулирования, нежелание привлекать конкурентов или стремление быстрее проникнуть-благодаря невысоким ценам-на всю глубину рынка. Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п. Содержание 1 Виды монополий 1.1 Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке 2 Монополии и эффективность 3 Регулирование монополий 4 Монополия в главном направлении современной экономической теории 5 Примечания 6 См. также 7 Ссылки правитьВиды монополий
Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг. Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»). правитьДругие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке Монопсония — единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Картель — договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике. Синдикат — сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно ( например «Единая торговая компания» на рынке каустической соды). правитьМонополии и эффективность
Жёлтым треугольником показан размер неэффективности распределения ресурсов при монополии: «мёртвый груз» В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли (MR=MC), что приводит к неэффективности распределения ресурсов («мертвый груз», eng. «Deadweight Loss»), когда произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, будь он совершенно конкурентным. правитьРегулирование монополий
Цены Рамсея; Регулирование доходности; Контроль отношений собственности. правитьМонополия в главном направлении современной экономической теории
По мнению Арнольда Харбергера, присутствие монополии на рынке ведет к необратимым потерям благосостояния общества — DeadWeight Loss (DWL). По мнению Харви Лейбенстайна, у монополии нет стимулов поддерживать эффективное производство (X-эффективность). Ценами Рамсэя называют линейные цены, минимизирующие чистые потери общества при условии, что общая выручка предприятия равна его общим затратам [1]. В этом случае цены будут выше рыночных, но потери общества от монополии буду минимальны. Согласно мнению Ричарда Познера, монополии создают дополнительные затраты на завоевание и поддержание монопольного положения. правитьПримечания
↑ 50 Лекций по микроэкономике: Лекция 48. Монопольная власть, раздел 3. Естественная монополия: инструменты регулирования. правитьСм. также
Эльвира Кошкина FCC хочет ограничить доли компаний на рынке кабельного ТВ. Компьютерра-Онлайн (2007-12-04). Проверено 10 марта 2008. Наталья Дембинская Еврокомиссия хочет разделить телекоммуникационные монополии. Компьютерра-Онлайн (2006-10-13). Проверено 10 марта 2008. (Ричард Познер. «Теория монополии», гл.9-Экономический анализ права)
В другом языковом разделе есть более полная статья Monopolio (исп.) Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.
Это заготовка статьи по экономике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Категория: Мои статьи | Добавил: admin (2011 Август 13)
news
Просмотров: 702
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]