Если вы передвигаетесь по городу на своих верных двоих, избегая всех кривых линий, перепрыгивая или всего лишь переваливаясь через препятствия, стараясь переместиться из пункта А в пункт Б по максимально прямой траектории, всюду прокладывая свой собственный путь - у вас задатки потенциального трейсера. Ничего ругательного, и к врачу с таким диагнозом спешить не стоит - просто очередное модное увлечение, доскакавшее до нас через все урбанистические препятствия из самой Франции.
Мир как полоса препятствий
Паркур - это полоса препятствий. Паркур - это искусство рационального передвижения. Паркур - это движение, простое и легкое. Паркур - это детская игра, ставшая искусством жизни. Вариантов определений этого явления масса, один другого одухотвореннее. Его любят за драйв и красоту движений, за возможность самовыражения. Кто-то с его помощью борется со своими страхами, кто-то просто следует моде, кто-то использует его как отличную возможность развить физическую форму и достойно провести время, а кто-то занимается им по всем вместе взятым причинам. Но суть всегда одна - преодоление препятствий легкими рациональными энергосберегающими движениями.
Кто-то с помощью паркура борется со своими страхами, кто-то просто следует моде, кто-то использует его как отличную возможность развить физическую форму.
Основополагающий аспект - поиск пластики тела, максимально приближенной к кошачьей. Есть еще одна, не менее важная часть паркура - внутренняя борьба, духовный и психологический настрой во имя того, чтобы побороть страх. Тех же, кто уже в теме, принято называть трейсерами, что в переводе примерно и есть "прокладывающие новые пути".
Предполагается, что трейсер - это человек, который настолько не приемлет зажатость мира в рамках тротуаров, светофоров и правил дорожного движения, что готов ради попрания общепринятых представлений о передвижении взлетать по отвесной стене, сигать с необозначенной пределами высоты, перепрыгивать через движущийся автомобиль, переносить свое тело через канаву или тривиальный рекламный щит. И все это, заметьте, без страховки и, как правило, без защиты. Почему бы и нет? Но, конечно, не все так просто. Те же трейсеры глубоко уважают городские конструкции и городскую среду жизни, поскольку все это и есть объекты приложения их усилий.
Отцы-основатели паркура
Родоначальник паркура - Давид Белль 33-х лет, родом из Нормандии. Ему довелось родиться генетически выдающимся спортсменом: дед - бывший старший сержант пожарных войск Парижа, отец - солдат французской армии, также работал в пожарной охране, был высококвалифицированным спасателем. С раннего возраста в Давиде проснулся интерес ко всему, что подразумевало под собой движение и активность. Но Белль считал, что спорт должен быть в первую очередь полезен для жизни. Отчасти - чтобы походить на своего отца, отчасти - повинуясь духу юного искателя приключений,
Давид воображал, где бы он смог использовать свои физические способности, чтобы избежать трудных ситуаций. Как добраться к месту, чтобы спасти человека? Как перемещаться, чтобы не быть пойманным в ловушку? Воображая себя в таких обстоятельствах, бесстрашный мальчик, в конце концов, стал очень ловким. Соратником Белля по городскому беспределу стал Себастьян Фукан. Вместе они пересекли родной город вдоль и поперек, по вертикали и диагонали, напрыгались с крыши на крышу до такой степени, что у самих "крышу" сорвало от своих умений. Бег , прыжки , карабканье на различные возвышенности, вис, сохранение равновесия, постоянное преодоление себя, развитие уверенности в своих силах...
Первая команда
Они хотели освободиться от всех препятствий, ограничений и страхов и быть в состоянии пройти везде, где бы ни захотели пройти; это искусство давало очень много как духовному, так и физическому развитию. В конце концов, оно образовалось из нескольких дисциплин: гимнастика, преодоление страха, концентрация; идея о перемещение в любое место без физического ограничения, чувство свободы и жизни. В ментальной части паркур много позаимствовал у восточных единоборств. Источником вдохновения послужила "Хагакурэ бусидо", знаменитая "книга самураев".
Мастерство оттачивалось, стиль приобретал формы, и к тандему присоединились еще шестеро. Это была первая в мире паркур-команда. Они называли себя "Ямакаси", что в переводе с японского сленга и означает "хулиган". Многим будет небезынтересно узнать, что "Ямакаси" распались в 1998 году, когда им предложили участвовать в мюзикле "NotreDamedeParis" в качестве постановщиков трюков. Основной хулиганский состав не возражал, а Давид и Себастьян не захотели связывать себя двухлетним контрактом. В команде произошел раскол.
Все, что осталось от "Ямакаси" - группа последователей и культовый фильм Люка Бессона. Впрочем, это не единственная кинематографическая работа родоначальников паркура. Наиболее известные - "Роковая женщина", "Багровые реки-2", "13-й район". В настоящее время Давид Белль проводит свое мировое турне с ассоциацией, которую он создал, - PAWA (ParkourWorldwideAssociation).
Экзаменатор — время
Количество новичков в команде просеивается временем. Закономерность примерно такова - из тридцати человек, пришедших на тренировки впервые, через месяц-другой остаются пятеро, по прошествии еще какого-то времени из пятерки останется только двое. Половина из ушедших - люди, не рассчитавшие свои силы, поторопившие события и получившие травму. Основная опасность, наверное, как и в спорте - выполнение трюка с целью поразить окружающих.
Для трейсеров нет ничего невозможного, но настоящий паркурист будет делать только то, к чему он готов на все сто. Еще какой-то процент ушедших просто не понял, куда попал. Без склонности к философии в целом и понимания философии паркура в частности здесь, похоже, делать нечего.
Конечно, людям, которые приходят в паркур, хорошо бы иметь кое-какую физическую подготовку. Но это вовсе не является обязательным условием - скорее, следствием. Без нее в дальнейшем не будет развития. В арсенале членов команды такие увлечения, как футбол, акробатика, капоэйра, у кого-то ролики и скейт, у кого-то плавание и сноуборд. Фишка в другом. Паркур сам по себе является отличной стартовой площадкой для любого вида спорта. "Двигайся, будь как вода. Будь гладким как зеркало. Отвечай как эхо". Прогрессируя, тело становится все более восприимчивым к любым задачам.
Соревнования с самим собой
В паркуре нет соревнований. И это принципиально. Это не вид спорта. Единственная награда - собственное удовлетворение. Победа над своими страхами и осознание своих неограниченных возможностей. Каждый человек прогрессирует в своем собственном ритме и с присущей ему скоростью. Поэтому мой вопрос, какие трюки или элементы являются показателем уровня в паркуре, ребята педалировали из последних сил. Хотя, конечно, элементы есть.
Например, drop - прыжок сверху вниз с приземлением на ноги; parkourroll - кувырок через плечо, выполняемый при приземлении после прыжков с больших высот, аналогичен используемому в боевых искусствах; monkey - прыжок через препятствие с опорой на руки и пронесением ног между руками; сatleap - прыжок на стену с принятием хвата руками сверху и упором стоп в стену при согнутых коленях;getoverthewall - с разбегу толкаетесь ногой о стену, затем, когда вы в воздухе, нужно опереться руками (или другой ногой) и перелететь стену; blindjump - прыжок, выполняемый без созерцания точки приземления; разнообразные сальто, да много еще чего...
Стиль жизни
Так что же такое паркур? Это не спорт - здесь нет борьбы за результат в общепринятом смысле слова, это не экстрим - они не рискуют жизнью, это не дисциплина по большому счету. Остановимся на тривиальном - стиль жизни. А каждый дотошный пусть вкладывает в это понятие свое персональное насыщение. Сам Себастьян Фукан заметил по этому поводу: "Продолжать даже в тех ситуациях, когда ты уже бессилен. Иметь желание пересилить себя, подойти к границе своего сознания, любить то, что ты делаешь, в таком виде, как это у тебя получается, существовать и развиваться - вот мысли, вдохновляющие нас".