Выводы |
|
Продолжая наскоком начатую тему цифровых зеркалок, обратим свой пытливый взгляд на "ответ Чемберлену" от компании Nikon. Сразу извинюсь: рассматривая слегка запоздавшую с выходом на рынок модель Nikon D70, избежать сравнительного характера обзора с камерами Canon не удастся; примем это как данность, ведь второй на старте –часто первый на финише.
Традиционный экскурс в историю мы начнём с 1959 года, когда в апреле-июне два гиганта оптической индустрии одновременно вступили в схватку, выкатив на рынок серийные зеркальные 35-мм фотокамеры – Nikon F и Canonflex. Это был рывок, сравнимый с запуском двумя годами раньше первого космического спутника: до той поры "зеркалки" пользовались репутацией ненадёжных, неудобных и громоздких приборов, годных лишь для студийной работы. Комбинация пентапризмы, быстрого "возвратного" зеркала и механизма управления диафрагмой позволила уместить в сравнимый с "дальномерками" по размеру корпус инструмент, который и по сей день является главным оружием фоторепортёров по всему миру.
Оба гранда представили вместе с камерами совершенно новый модельный ряд объективов – с литерой R у Canon и с литерой F – у Nikon. C тех пор Canon сменил три модели объективов (FL в 1964 году, FD в 1971-м и EF в 1987-м), Nikon же, меняя индексы, до сего дня сохраняет полную обратную совместимость всей своей многочисленной "зеркальной" оптики: штатная линза от Nikon F образца 1959 года легко и непринуждённо установится на Nikon D70, и, уверяю вас, снимки получаются вполне достойные.
Взяв курс на профессиональный сегмент, рынка Nikon принялся бомбардировать его продуктами, выпуская иногда по 3-4 модели за год, на любой вкус, но всякий раз – на хороший, объёмистый карман. Вместо попыток создания универсальных камер Nikon просто делал новую под каждую задачу: для скоростной съёмки, для подводной съёмки, для спортивной фотографии, для путешественников, для охотников и так далее. В процессе творческого полёта инженеров и конструкторов появлялись такие занятные экземпляры, как Nikon F2 Titan в корпусе из "небесного металла", или Nikon F2H-MD – размером и весом с хороший кирпич, где треть корпуса занимал высокоскоростной электромотор для перемотки плёнки, а ещё треть – батареи, питающие этого монстрика.
Каждые 10 лет, тем не менее, выпускалась очередная камера-флагман, к которой позже снизу пристраивалась лесенка из более дёшёвых моделей. Такими ключевыми точками были Nikon F2 (1971), затем Nikon F3 (1980), Nikon F4 (1988) и, наконец, Nikon F5 (1996). Несмотря на жёсткую, местами переходящую в жестокую, конкуренцию, Nikon и по сию пору считается выбором номер один многих профессиональных репортёров и журналистов, не в последнюю очередь благодаря как раз своей патриархальной верности традициям. Даже опускаясь – на потеху публике – в нижние слои ценового океана, фирма продолжает хранить достоинство, не разменивая легендарное качество на консьюмерские финтифлюшки, за что традиционно нелюбима "чайниками".
В 1996 году, через два года после выхода цифровых зеркалок Canon/Kodak DSC 3 и Canon DCS 1, Nikon решает совершить ленивое телодвижение в направлении молодого, но быстро развивающегося рынка. Неравный брак с Fuji породил серию Nikon/Fujix E2/E2N/E2Ns, весьма уступавшую DSC 1/DSC 3, и уже тогда несколько запоздавшую. В 1998 году её сменила на боевом посту столь же неудачная линейка Nikon/Fujix E3, но уже в начале 2000 года последовал сильный ход в лице 2,74-мегапиксельного Nikon D1 (уже отдельно от Fuji). Через год Nikon "исправился", выпустив "апгрейд" с индексом D1H и 6-мегапиксельную версию D1X, а ещё через год – потрогал ногой тонкий лёд рынка полупрофессиональных цифровых зеркалок, выпустив Nikon D100 по цене в 2000 долларов за камеру без объектива, тем самым заполнив пробел между дорогой профессиональной техникой и аппаратами потребительской направленности из линейки Coolpix.
И лишь после двойного удара Canon, выпустившего с интервалом в полгода модели 10D для профи (а, точнее для полу-профи) и 300D для любителей, патриарх встрепенулся и решил показать, на что он способен, выпустив на рынок уникальную по соотношению цены и возможностей 6-мегапиксельную зеркалку Nikon D70 по вполне конкурентной цене в $999.
С первого взгляда на технические характеристики аппарата становится ясно, что создавался он совсем не как конкурент Canon 300D. Судите сами:
В комплекте поставки наличествует зарядное устройство для аккумулятора, сам аккумулятор, адаптер для батарей CR2 (эти батареи не слишком распространены в природе, но в большом городе могут спасти от жестокой фрустрации, вызванной разряженным аккумулятором), ремень, заглушка на видоискатель (для съёмки на длинных выдержках, чтобы не попали случайные блики), кабели видео и USB, а также пластиковая защитная крышка для дисплея – аксессуар, который понравится любителям чистоты и порядка во всём. Однажды она может уберечь камеру от царапины, сделанной пуговицей или пряжкой ремня. В комплекте также идёт CD-ROM с Nikon PictureProject – простенький софт для скачивания и каталогизирования фотографий. Опционально предлагается докупить ($100) более мощный Nikon Capture 4, позволяющий производить тонкие манипуляции с файлами в формате NEF, включая ретушь и подавление муара.
Речь, впрочем, не о программном обеспечении. У нас в руках тёпленькая, только что с конвейера цифровая зеркалка от Nikon, которой рынок терпеливо дожидался более полугода! Что же предлагают нам за наши кровные $1000?
По дизайну камера недалеко ушла от предшественницы D100: корпус стал чуть более зализан и сделан теперь из пластика (похудев сразу на 100 граммов, но сохранив ощущение надёжности в руке); у многих кнопок на задней панели появились вторые функции: выбора чувствительности, баланса белого, режима скоростной съёмки и формата и качества изображения, что чрезвычайно удобно: не надо лезть в меню или устраивать сложный танец с настроечными колёсиками. Общая эргономика весьма удачна: выключатель невозможно задеть случайно, кнопки открывания вспышки, фиксации экспозиции, просмотра диафрагмы и перехода к ручной фокусировке размещены на положенных им местах. Оригинально, кстати, выступает кнопка открывания вспышки: при уже открытой вспышке она работает как кнопка выбора режима (заднее колёсико) или экспокоррекции вспышки (переднее колёсико). Смущает лишь фирменная "леворукость" от Nikon: вращение колёсика вправо вызывает экспокоррекцию (как вспышки, так и камеры) вниз, а не вверх, как ожидается, а для смены объектива его (объектив) надо вращать не против, а по часовой стрелке. Великая страна Япония, аршином общим не измерить. Верность традициям, опять же – ровно такое поведение, как говорят старики, наблюдалось и у самых первых зеркалок этой фирмы.
Удачно расположен и отсек для карты памяти. При определенном навыке его легко открыть большим пальцем правой руки, не перехватывая камеру, и достать или вставить карту свободной левой рукой. Чтобы закрыть отсек, достаточно просто перевести камеру в "рабочее" положение: крышка сама защёлкнется под ладонью.
Первое же ощущение в работе: камера очень быстрая. Я бы даже сказал – молниеносная. Ведёт себя она в точности как обычная плёночная зеркалка: включил питание и жми на кнопку, объектив фокусируется, и вылетает птичка. Никакой задержки! Достигается этот эффект, разумеется, путём постоянной работы центрального процессора камеры (который попутно даже в выключенном состоянии показывает на жидкокристаллическом дисплейчике число оставшихся кадров), но на энергопотреблении это почти не сказывается, а чувства при этом на первых порах испытываешь близкие к экстазу. Столь же быстро камера работает в режиме просмотра, благодаря заранее генерируемым превьюшкам (отметим, правда, что с этими превьюшками может работать только "родной" никоновский софт, сторонние программы их не видят). Ложку дёгтя, однако, добавило то обстоятельство, что максимальное увеличение в этом режиме – всего в четыре раза, чего подчас бывает мало для оперативной оценки результата съёмки.
На этом сюрпризы не закончились. В режиме скоростной съёмки восторгу нет предела: заявленная скорострельность в 3 кадра в секунду – лишь приманка, самое приятное открытие ожидало впереди. В режиме записи изображений Small/Fine (маленький размер кадра, высокое качество сжатия) эта скорострельность держится до полного заполнения карты, аппарат успевает записывать файлы из промежуточной памяти на карту с той же скоростью, с которой снимает новые! В голове сразу закрутились идеи по использованию такой чудесной возможности: можно, к примеру, записывать псевдо-видео клипы, манипулируя на ходу положением камеры, фокусным расстоянием и даже экспокоррекцией.
Если вы внимательно читали таблицу технических характеристик, то обратили, наверное, внимание на то, что камера изобилует функциями, присутствующими в Canon 10D, но из маркетинговых соображений отключенных в 300D: точечный замер, экспокоррекция вспышки, синхронизация по второй шторке и даже режим синхронизации вспышки при выдержке в 1/500(!). Разумеется, все это также вызывает чувство благодарности к производителю. К сожалению, мне не удалось как следует покрутить в руках предлагаемый в комплекте объектив AF-S DX Zoom-Nikkor 18-70 мм f/3.5-4.5G IF-ED (камера была предоставлена на тестирование без объектива), специально разработанный для цифровых зеркалок, но, по отзывам пользователей, он на голову выше предлагаемого в комплекте к Canon 300D (что, в общем, неудивительно, при троекратной-то разнице в цене) и, что приятно, совместим со всеми цифровыми зеркальными камерами Nikon.
Принято считать, что как раз бюджетные объективы Nikkor являются слабым местом компании: при отличных оптических свойствах они медленные (специальные ультразвуковые моторы, которые, помимо прочего, здорово экономят энергию аккумуляторов, ставят на более дорогие экземпляры), а технология компенсации "шевелёнки" VR и вовсе начала применяться только в последние годы, тогда как Canon уже интегрировал свою технологию IS в дешевый гиперзумовый цифровик S1 ценой менее $500. В результате всё больше и больше поклонников камер Nikon отдают предпочтение объективам третьих фирм, например Sigma. Их можно понять, тем более Nikon более дружественен к "чужому" оборудованию, не в последнюю очередь благодаря уже упомянутому традиционализму. Нельзя не вспомнить, кстати, что и отечественная (ранее советская, а ныне российская и белорусская) промышленность тоже выпускает объективы для крепления Nikon F, пусть не слишком качественные, зато экстремально дешёвые. Скажем, восьмимиллиметровый "рыбий глаз" МС Пеленг 3,5/8А производства БелОМО стоит в Москве чуть больше 5000 рублей и попросту не имеет доступных в здешней природе аналогов, а имеющиеся сверхширокоугольные линзы линейки Nikkor стоят от 600 до 2000 долларов.
Правда, при установке "Пеленга" на Nikon D70 он полностью отключает свою автоматику: фирменный 3D-матричный замер требует сопряжения с совместимыми объективами, а дублирующего TTL-сенсора в камере нет, что, впрочем, вполне понятно. С другой стороны, Canon и тут в выигрыше: переходник с Canon EF на популярную резьбу M42 стоит около 600 рублей, а величина рабочего отрезка Canon EF чуть меньше, чем у Nikon F (44 мм против 46,5 мм), за счёт чего у Canon происходит выигрыш в светосиле. С третьей стороны, линейка объективов Nikkor DX, разработанная специально для цифровых зеркалок, уже включает четыре объектива (считая тот, что предлагается в комплекте с Nikon D70), тогда как Canon никак не выпустит вторую модель линейки EF-S, телезум, обещанный (хотя и не анонсированный официально) почти год назад.
Но вернёмся к камере. Главные баталии между "канонирами" и "никонистами" сводятся к матрице: CMOS у Canon против CCD у Nikon. Принято считать, что CCD больше шумит и намного сильнее "сосёт" пыль (в силу физического принципа работы), хотя даёт более правильные, "холодные" цвета. С оценкой цветопередачи я склонен согласиться – оценить степень загрязнения матрицы за две недели не представляется возможным, – а вот насчёт шума бабушка надвое сказала: проводимые независимые тесты показывают, что, хотя уровень шума действительно немного выше при аналогичных установках ISO Speed (и не забываем, что у Canon есть ISO 100!), большая часть его сосредоточена в канале яркости, а не в цветах, то есть менее заметна глазом и легче устранима на программном уровне. Личный опыт также согласуется с этими выводами.
Впрочем, есть и ложка дёгтя. На зарубежных сайтах, посвященных цифровой фотографии, появляются жалобы на некий эффект back-focus, при котором механизм автофокусировки "промахивается" мимо истинного положения, сдвигая точку фокуса чуть назад. Также попадаются жалобы на качество AA (anti-aliasing) фильтра, установленного непосредственно перед матрицей, что иногда приводит к появлению довольно заметного муара. Ни того, ни другого эффекта мне, несмотря на многократные попытки, достичь не удалось. Не исключено, конечно, что эти сообщения есть элементы "чёрного пиара", направленного против новой камеры, либо же указанные эффекты наблюдаются на конкретных экземплярах, но, с другой стороны, не признать некоторой сырости продукта нельзя; об этом говорит и поспешно выпущенный апгрейд прошивки, скачать который, кстати, можно с сайта Nikon Europe.
В целом же итоговое впечатление от камеры самое радужное. Nikon D70 можно смело рекомендовать фотолюбителям, планирующим в ближайшее время переход на цифровые зеркалки и не успевшим еще скопить несовместимой оптики (и уж тем более уже имеющим в запасе объективы Nikkor). По ряду критериев он определенно превосходит Canon 300D, а кое-где даже вплотную подбирается к Canon 10D. Также, безусловно, рекомендуется покупка kit-комплекта с объективом AF-S DX Zoom-Nikkor 18-70 мм f/3.5-4.5G IF-ED – несмотря на разницу в цене в 300 долларов, он того определённо стоит. А если вы не большой любитель таскать на шее здоровую камеру, а в сумке за спиной – пяток объективов к ней, то вам стоит подождать следующего материала в нашей рубрике, где мы планируем обзор новой ультракомпактной камеры Sony DCS-T1.
http://www.ferra.ru/online/digiphoto/s25575/
Наконец-то! Держу в руках Никон Д70. Камеру и новую, и известную. Кем и как только не обсуждаемую. Хвалимую и ругаемую. Почитаемую очень умной, слишком умной, очень сложной, слишком сложной, очень качественной, и т.п. Поставившую абсолютный рекорд по продажам среди цифровых зеркалок в первом полугодии 2004: 40% проданных в Европе цифровых зеркалок — Никон Д70. Почти каждая вторая камера (среди зеркальных и цифровых, справедливости ради).
Постараемся по возможности трезво разобраться со своими ощущениями.
Как и в прошлые разы, меня интересуют наиболее субъективные данные, т.е. ощущения и впечатления, а все технические детали, виды камеры, и прочее можно увидеть на сайте Фила Аски www.dpreview.com, известного ветеранам какphoto.askey.net. Там можно найти и технические данные, и расположение кнопок, и фотографии самой камеры и образцы снимков. См.www.dpreview.com/reviews/nikond70
Позиционирование
Камера позиционирована в нижнем классе цифровых зеркалок, а всего классов пока три.
«Нижний класс», по устоявшимся на рынке представлениям, на сегодняшний день, означает примерно следующее:
Д70 — вторая цифровая зеркалка в этом классе. Первая — Canon EOS-300D (она же Digital Rebel в Америке, Digital Kiss в Японии). На этот раз в этом классе Кэнон опередил Никон на полгода, т.е. на один релиз.
Если кто не знал, большинство камер и других фотоновинок анонсируются два раза в год: осенью на выставке PhotoKina в Европе и весной на PMA в Америке. А даты этих выставок рассчитаны соответственно так, чтобы анонсированные на них новинки хорошо продавались под зимний рождественский бонус и под летний предотпускной соответственно. Поэтому большинство релизов, по крайней мере, в японской электронной промышленности, планируется под эти две даты.
В этом классе Кэнон был первым, не только опередив Никон, но и «подставив» ему свою камеру на изучение недостатков — такова доля первопроходца. С тех пор в этом классе появился ещё Олимпус Е-300 (пока только в анонсах, вживую мы увидим его только весной).
Достаточно сравнить количество органов управления у 300Д и у Д70, чтобы увидеть, как по-разному две фирмы видят пользователей этого класса. Камера Кэнон выделяется простотой, меньшим количеством органов управления, она дешевле, пригодна даже для потребителей. Никон же в первую очередь подходит для фотографа: в камере сохранен контроль над всеми параметрами, предусмотрено много путей для «адаптации» аппарата под себя. Начинающий пользователь может пользоваться камерой «как есть», без изменения настроек, но это лишь меньшая часть её возможностей.
Приведенная ниже таблица моделей по классам показывает, что, по крайней мере в Японии, цифровая революция уже состоялась. Круг замкнулся: все производители, известные зеркалками, уже вошли на рынок цифровых зеркалок со сменными объективами.
Класс | Canon | Nikon | Olympus | Minolta | Pentax |
Профессиональная (репортерская) | EOS-1D → EOS-1Ds→ EOS-1D Mark II | D1→ D1H→ D1X→ D2H → D2X | E-1 (позднее перепози- ционирован в средний класс) | ||
Продвинутый любитель (профессионал не-репортер) | EOS-D30→ EOS-D60→ EOS-10D → EOS-20D | D100 | E-10→ E-20 (отживает)→ E-1 | Maxxum 7D (анонс) | *ist D |
Начинающий/уче- бный (любители) | EOS-300D | D70 | E-300 (анонс) | *ist DS (анонс) |
Далее по статье будет также заметно, что и по набору функций, и по эргономике, камера в первую очередь сравнивается именно с Кэнон 10Д, камерой среднего класса, а не с 300Д.
На видНа вид очень «серьёзная». Во-первых, большая. Во-вторых, очень много разных кнопок.
Очень похожа на Д100. Интересно, что по сравнению с Кэнонами, эти два Никона очень «высокие» — хватается, что называется, «всей лапой и не тесно». Д70 невозможно «поставить», она практически всегда «клюёт носом», опирается на объектив. Надо предусмотреть, соответственно, кофр с мягким дном.
Объектив из комплекта — очень красив. Большой, с обрезиненным кольцом зуммирования, со шкалой расстояний в фирменном окошке, с невращающимся передним элементом (ура, будет поляризатор), и с блендой. Плюс еще скоординированный, т.е. при зуммировании наводка на резкость не сбивается. Объектив телескопически удлинняется при зуммировании, как некоторые Сигмы, но не так сильно, как Сигма 18-125 DC.
ФункцииКакие же функции Никон считает нужными в классе «начинающих»?
…и еще много всего.
Отдельный «пунктик» камеры — большое количество настроек пользователя. Очень многие особенности поведения можно изменить, вплоть до таких экзотических функций, как управление цветовыми пространствами, изменение диаметра центрального кружка при центровзвешенном замере, и пр.
Резюмируя, видим, что набор функций в некоторых местах даже превосходит своих современников «среднего» класса — Никон Д100 и Кэнон 10Д. Вероятно, политика фирмы состоит в том, чтобы начинающему пользователю было куда расти вместе с камерой, чтобы она не так быстро стала ему «тесной».
Главный вывод: при таком большом наборе функций и разнообразных подстроек, аппарат требует детального изучения. Многие алгоритмы сложнее и разветвлённее, чем «общепринятые» в промышленности. Камера ведёт себя умно, но нужно хорошо себе представлять, что и как она делает, иначе могут быть неприятные неожиданности.
Отдельное замечание для пользователей камер с электронным видоискателем и камер с разделителем лучей: во всех камерах с прыгающим зеркалом НЕТ возможности пользоваться экраном для визирования. Иначе говоря, визируем только по видоискателю, а на экране видим только отснятые кадры. Причина этого простая — механическая. Матрица в таких камерах находится за затвором и за зеркалом. Т.е. покуда мы визируем через зеркало, свет на матрицу попадать не может. Соответственно не нужны и вращающиеся/наклоняющиеся экраны, нет цифровых зумов и прочих прибамбасов электронного мира.
Управление и эргономика (всё наоборот!)Главный принцип управления уже можно считать устоявшимся у всех: установки изменяются путем нажатия префиксной кнопки и вращения колесика. Но вот кто работал с Кэноном или Олимпусом — надо взять все свои представления и вывернуть наизнанку. Первая мысль от знакомства с эргономикой — «всё по-другому».
У Д70 два неидентичных управляющих колёсика, как у Кэнона 10Д (всё многообразие настроек нельзя было бы решить одним колёсиком, как в 300Д). Только у Кэнона 10Д главное было то колесо, которое под указательным пальцем, а заднее, большое — второстепенное. А у Никона, наоборот, главное колесо — сзади, и оно ближе к большому пальцу, а переднее, наоборот — под (а не над) спусковой кнопкой и его функции — второстепенны, для разнообразных подстроек.
Соответственно, у Кэнона и Олимпуса префиксные кнопки были под большой палец правой руки (т.к. он свободнее), а у Д70 — под указательный, т.к. тут уж он свободнее.
«Неслепые» кнопки (т.е. те, которые не предполагается находить наощупь) расположены на задней панели вертикально и совмещены с кнопками просмотра, в отличие от Кэнона 10Д, у которого они на верхней панели горизонтально.
Фокусировочная точка выбирается качающимся переключателем без всякой префиксной кнопки, и его можно отключить во избежание случайного переключения.
Столкнулся с той же проблемой, что и в 10Д: каждая префиксная кнопка управляет двумя функциями. Тут, правда, не совсем разными функциями, а скорее двумя параметрами одной и одной и той же, но всё равно: с передним управляющим колесиком — один смысл, с задним — другой смысл. Это позволяет сократить количество кнопок вдвое, но зато зачастую меняешь не то, что хочешь, крутанув по ошибке не то колёсико. Потом приходится исправлять напутанное.
Эта неприятная особенность усилена ещё и тем, что те же самые кнопки имеют не только разный смысл с разными колёсиками, но и разный смысл в режимах съемки и просмотра, т.е. у одной и той же кнопки может быть даже больше двух смыслов. Опять же, как и в 10Д, надеюсь, что со временем пользователь может к этому привыкнуть и не путать установки.
В видоискателе видим пять продолговатых фокусировочных зон: одна в центре и четыре — вокруг колечка в центре кадра. Активная зона выделена более жирным контуром, причём пользователь может выбрать, либо подсвечивать её дополнительно красным, либо нет, либо камера сама решит, подсвечивать или нет, по окружающей обстановке.
Средств «помощи наводки», типа микрорастра или клиньев, нет (кому ж они нужны в век автофокуса?).
С помощью специальной функции меню, в видоискателе можно высветить сетку, близкую к третям кадра по горизонтали и вертикали. Удобно для помощи в компоновке.
Под фокусировочным экраном видим: выдержку-диафрагму, схематичное изображение выбранного режима фокусировки (какая зона задействована, статически или динамически), точку успешной наводки на резкость, экспокоррекцию в виде шкалы (наверное, удобно для тех, кто привык, мне, правда, привычнее просто число со знаком, нежели светящийся столбик), а также количество оставшихся кадров и индикатор готовности вспышки. Во время съемки (т.е. пока спусковая кнопка нажата хотя бы наполовину), вместо оставшихся кадров на карточке показывается количество оставшихся кадров в буфере.
Под указательным пальцем — кнопки экспокоррекции и режима замера экспозиции (действуют в сочетании с задним колёсиком), впрочем, камеру можно настроить на изменение экспокоррекции вообще без префикса, просто вращением колёсика. Под большим пальцем — запирание автофокуса, причём в настройках выбирается, что именно будет заперто: автофокус, экспозиция, или оба.
Не все установки дублируются в видоискателе, многие надо менять по экрану, оторвавшись от созерцания объекта съемки. В этом классе это вполне приемлемо.
Колесико режимов тоже уже устоялось в мире как стандарт. Режимы почти те же, что и у Кэнона, и, видимо, и у остальных: «Зеленое пятно» посередине — «полностью автоматический» режим, в простонародьи называемый «чайниковым». По одну сторону от него — режимы экспоавтоматики: P, S, A, M, по другую — сюжетные программы: «портрет», «пейзаж», «макро», «спорт», «ночной пейзаж» и «ночной портрет».
Если кто по случаю не знает, что означают принятые на западе сокращения P, S, A и M и т.п., то не поленюсь кратко объяснить:
P — program — камера автоматически выбирает выдержку и диафрагму, колесико позволяет выбрать между парами подходящих значений;
S — shutter priority — пользователь задает выдержку, камера подбирает к ней диафрагму;
A — aperture priority — пользователь задает диафрагму, камера подбирает к ней выдержку;
M — manual — пользователь задает и диафрагму, и выдержку, а камера показывает, насколько он отклонился от замеренного значения.
Другие режимы:
«портрет» — камера будет стараться выбрать максимально открытую диафрагму, чтобы уменьшить глубину резкости и ускорить выдержку для избежания смазывания, установит «мягкий» режим резкости;
«пейзаж» — камера выберет наиболее закрытую диафрагму, чтобы увеличить глубину резкости, выберет цветовое пространство, ориентированное на пейзаж, включит максимальную детализацию;
«макро» — фокусировка на самый близкий объект, фиксированно центральная точка фокусировки;
«спорт» — камера будет стараться выбрать самую короткую выдержку, включит следящий автофокус и серийный режим, отключит вспышку и подстветку автофокуса;
«ночной пейзаж» — долгая выдержка, отключена вспышка и подсветка автофокуса;
«ночной портрет» — достаточно долгая выдержка для проработки заднего плана (передний будет подсвечен вспышкой), камера постарается уравнять яркость объекта, освещённого вспышкой, с яркостью фона.
Примечательно, что сюжетные программы в Д70 определяют не только способ замера экспозиции и фокуса, но и параметры обработки (резкость, контраст), режимы вспышки, цветовое пространство.
В отличие от Кэнона, в сюжетных программах гораздо больше параметров можно менять. На самом деле, зафиксированы лишь некоторые функции, связанные с решающим алгоритмом программы, остальные по-прежнему доступны для изменений. Проблема лишь упомнить, что где доступно для изменения. Однако, если такая проблема стоит, то сюжетными программами вообще не стоит пользоваться.
У Кэнона же режим замера (частичный, оценочный), режим автофокуса (следящий или одноразовый), режим съемки (одиночный или серия) и режимы вспышки просто намертво зафиксированы в сюжетных программах, а в 300Д — и не только в сюжетных программах.
В «чайниковом» и в других режимах, в соответствии с настройками, встроенная вспышка иногда поднимается сама. Кнопка открывания вспышки работает и как префиксная кнопка для задания режимов вспышки, что экономит еще одну кнопку в дизайне, который и без того перегружен управляющими органами.
Главный вывод по управлению и эргономике — в аппарате много функций, и у некоторых кнопок два, а то и три смысла в зависимости от контекста. Надо быть внимательным при работе и контролировать свои настройки, для предотвращения досадных ошибок. Какие бывают ошибки и чем они вызываются — см. ниже, в секции «в работе».
Следящий автофокусСледящий автофокус включается только через меню, у переключателя на корпусе нет отдельного положения для этого. В следящем автофокусе камера отслеживает объект в выбранной фокусировочной точке и весьма чётко его держит, даже при быстром движении, даже при зуммировании и съемке в серию.
Кроме «следящего», камера предлагает еще несколько настроек для автофокуса, например, использовать ли остальные точки, если камера «потеряет» объект в главной точке. Выбор фокусировочной точки можно вообще отключить, тогда камера будет наводиться по ближайшему из объектов в пяти зонах замера.
Когда объект в выбранной точке передвигается (удаляется или приближается), камера пытается предугадать, на каком расстоянии он будет во время спуска затвора. В «одиночном» режиме фокус фиксируется, как только объект останавливается. В «следящем» режиме наблюдение за объектом продолжается непрерывно.
Сочетанием настроек можно добиться оптимального поведения при слежении за объектом, но для этого потребуется детальное изучение того, как ведут себя разные функции и их комбинации. В некоторых сюжетных программах некоторые из настроек автофокуса менять нельзя.
ОбъективыКамера поддерживает объективы с байонетом Nikon. Объективы с микропроцессором (серии D и G) могут работать во всех режимах. С объективами других серий камера может снимать, но экспоавтоматика работать не будет. Многие фотографы отмечают, что, теоретически, камера могла бы работать с неавтоматическими объективами в режиме приоритета диафрагмы и ручного фокуса. Кэнон, по крайней мере, работает. Но уж таково решение производителей. В любом случае, крупные производители объективов, такие, как Сигма, Тамрон и Токина, делают объективы с микропроцессором, которые работают во всех режимах камеры.
Отдельно в инструкции перечислены несколько моделей объективов, которые вообще не совместимы с этой камерой.
Из-за того, что диагональ датчика в 1.5 раза меньше, чем у пленочного кадра 24х36, поле зрения «обрезано» по краям. Для оценки поля зрения можно умножать фокусное расстояние на 1.5. Например, объектив в 50мм с Д70 будет давать поле зрения, аналогичное объективу 75мм на плёночной камере. Необходимо лишь помнить, что это только оценка поля зрения, а глубина резкости и другие характеристики зависят от реального фокусного расстояния, а не «умноженного».
Для Кэнона этот множитель равен 1.6, для Olympus E он равен 2.
И Никон, и Кэнон, и сторонние производители уже создают объективы, рассчитанные на цифровые коробки с уменьшенным кружком изображения. У Никона это — серия DX, у Кэнона — серия EF-S, у Сигмы — серия DC, причём в варианте для Кэнона используется байонет EF, чтобы подходить к D30, D60 и 10D, которые не поддерживают
По поему опыту общения с Sigma 18-125 DC, в этом объективе слегка переборщили с уменьшением кружка изображения — его виньетирование просто чудовищно, не говоря уже о неточной фокусировке. Участники никоновских форумов сходятся во мнении, что объектив из комплекта гораздо лучше, чем Сигма 18-125, а участники кэноновских, наоборот, предпочитают Сигму пластиковому объективу из комплекта. Эдакий маленький выпад в сторону Сигмы, разочаровавшей меня заведомо некачественным изделием.
Объектив из комплекта поставки (полное название
Извиняйте, кэнонисты, объектив из комплекта Д70 не идёт ни в какое сравнение с тем, что в комплекте 300Д (правда, и надбавка к цене за него в три раза больше, чем у Кэнона). Тот был маленький, пластмассовый, с заметным люфтом переднего элемента, менее светосильный, нескоординированный и без шкалы расстояний.
В этом, на мой взгляд, тоже проявляется различие в политике фирм. Кэнон охотно делает «бюджетные» модели и объективы и агрессивно их продвигает и в комплекте, и отдельно. Никон, наоборот, старается в «нижние слои» не входить. Возможно, они хотят ассоциироваться только с высоким качеством, придать себе некоторую «элитность». Возможно, за этим стоит трезвый рассчёт: незачем стараться «впихнуть» объектив в $100, если Сигма всё равно выпустит нечто аналогичное за $70, чуть хуже, зато намного дешевле, лучше уж остаться с высоким качеством. Образно выражаясь, Никон не снисходит до того, чтобы конкурировать со своими конкурентами. Вот и с Д70 они поставляют объектив, который в розницу стоит почти $400. Кому не нравится — пусть покупает Сигму и любуется её виньетированием.
В работеКамера не просто быстро включается, она вообще всё делает очень быстро, просто моментально. Моментально включается, моментально наводится, моментально снимает. Никаких задержек нигде. Выключается тоже моментально, хотя никогда не выключается до конца — количество кадров показывается всегда, многие отмечали эту особенность и у Д100.
В руке сидит крепко, т.к. корпус высокий и лапа помещается на рукоятке целиком. Но при этом камера лёгкая, и поэтому занимает некоторое время приноровиться держать её точно горизонтально.
Во время работы несколько озадачивает перегруженность камеры функциями. В ней очень много органов управления, причём большинство «не слепые», нужную кнопку приходится некоторое время искать в ряду, где на каждой кнопке — два названия. Проблема, сходная с 10Д, но обостряется еще и тем, что при одной функции два колёсика меняют два разных её параметра. Например, при нажатой кнопке QUAL (quality — качество) переднее колёсико меняет размер, заднее — степень сжатия. Надо помнить, какое колесо что меняет. В Кэноне 10Д можно было по ошибке вместо баланса белого поменять режим протяжки, а тут — вместо размера снимка — степень сжатия, и т.п.
Вдобавок, одна и та же кнопка меняет разные параметры в режиме съемки и в режиме просмотра.
Поскольку после съемки кадра камера автоматически входит в режим просмотра, то очень, очень часто вместо изменения баланса белого происходила защита кадра от стирания, т.к. эти две функции делаются одной и той же кнопкой: в режиме просмотра — защита от записи, в режиме съемки — баланс белого.
Еще одна проблема того же плана — «засыпание» аппарата. Через несколько минут бездействия аппарат входит в режим сохранения энергии, и в нём не реагирует на управляющие функции. Причём по экрану ничего не видно — на нём всё та же информация. Чтобы поменять установки, оставшиеся с предыдущего кадра, надо аппарат сначала «разбудить», поджав спусковую кнопку. Правда, надо отдать ему должное — просыпается моментально. Но всё равно, поначалу раздражает: увидев хороший кадр, пытаешься быстро поменять фокусировочную точку, а аппарат не реагирует на переключатель, надо сначала поджать спуск, а потом попытаться ещё раз, а время идёт, объект может и убежать.
Собственно съемка поначалу поражает быстротой, хотя к хорошему быстро привыкаешь. Камера легко берёт даже такой сюжет, как человек, бегущий в сторону аппарата, снятый в серию с зуммированием по ходу дела. Наводка не отстаёт. Некоторые снимки смазаны из-за движения самого объекта, но фокусировка точная. Вполне на уровне даже среднего класса.
Затвор срабатывает с отрывистым сухим щелчком, тише, чем в 300Д, но громче, чем в 10Д. Ощущение, что слышен хлопок зеркала, а не собственно срабатывание затвора. Фил Аски публикует mp3-файл с записанными щелчками затвора. Не скажу, что вибрация не ощущается, ибо корпус пластиковый, но поскольку камера всё-таки крупнее 300Д, то есть некоторая иллюзия стабильности. Инересно, что первые несколько десятков щелчков были совершенно другие по звуку, в них слышалось механическое взвизгивание наподобие движения зубчатых колёс моторчиком. Где-то к сотому кадру этот эффект пропал, и звук стал похожим на публикуемый Филом. Вероятно, какая-то смазка куда-то проникла.
Серия отрабатывается «весьма шустро». Вот как это происходит:
Буфер начинается с 12 свободных кадров. Формально скорость съемки в серию — до трех кадров в секунду, т.е. примерно такая же, как в Кэноне 300Д и Кэноне 10Д. Но из-за большего буфера есть ощущение, что Д70 снимает быстрее, т.к. 300Д «останавливается» после четырех кадров, 10Д — после девяти, а Д70 даже после заполнения 12-кадрового буфера продолжает снимать с переменной скоростью, «рывками». Это происходит потому, что в процессе «медленной» съемки буфер частично успевает освободиться и тогда съемка ускоряется обратно, потом он опять заполняется, и т.п. В общем, за 10 секунд можно сделать до 20-25 кадров, и от этого кажется, что камера даже быстрее, чем 10Д. Должен оговориться, что тут я использовал карточку Lexar с ускоренной записью (write acceleration), а при тестировании 10Д и 300Д — без оного.
Ориентация аппарата отслеживается и записывается в файле, т.е. камера знает, какие снимки вертикальные, а какие — горизонтальные, записывает соответствующий признак в exif и показывает на экране соответственно. Поворот файла при демонстрации на экране можно отключить через меню, и в этой камере так кажется удобнее. Почему? Потому что картинка просмотра возникает практически моментально, и аппарат после вертикальной съемки, скорее всего, всё ещё расположен вертикально, и кадр логично смотрится «как есть».
Батарейка. На батарейку обратил особое внимание, ибо было много претензий после прошлой статьи про 10Д насчет точности измерения ресурса.
Итак, батарейка перезаряжаемая, специальная, EN EL-3, 7.3V, 1400mAh. Новая из упаковки, первый заряд.
Так же, как и с 10Д, снимаю до полного отказа и смотрю на счётчик. Показывает 460 снимков. У 10Д было 280. Пользователи говорили, что первый заряд — не самый длинный. Возможно. Так или иначе, вот цифра, других комментариев не дам.
Режим просмотра включается кнопкой. При листании кадры появляются практически моментально. (В 10Д просмотр был «прогрессивным», т.е. кадр появлялся сначала слегка нерезким, и только когда пользователь останавливался на каком-то кадре, картинка достраивалась до конца).
В Д70 режим просмотра настолько же перегружен функциями, насколько и режим съемки. Кадры листаются кнопками вверх-вниз, причём кнопки влево-вправо меняют состав информации на экране. Одно неправильное движение, и вместо следующего кадра — весь экран в цифрах. То же самое произойдёт, если попытаться поменять фокусировочную точку сразу после съемки кадра, забыв, что после съемки моментально включается просмотр. Фокусировочная точка не поменяется — это раз, да плюс еще когда действительно захочешь просмотреть отснятый кадр, на экране будет гистограмма, ну или там — таблица настроек, от ошибочного нажатия стрелки вправо или влево. От неприятностей типа этой и описанной выше (ошибочной защиты кадра вместо смены баланса белого) можно избавиться только одним путём: отключить автоматический режим просмотра. Тогда все будет на местах: камера в режиме съемки, а если нужен просмотр — ну что ж, нажми на кнопку, благо всё моментально.
В режиме просмотра есть интересная функция зуммирования. Нажатие кнопки Enter входит в этот режим и сразу показывает фрагмент изображения, увеличенный вдвое (причём это третья (!) функция кнопки Enter, которая действует по-разному в режиме съемки, в режиме просмотра, и в меню). После этого, нажав на кнопку Thumbnail, можно зайти в специальный режим лупы, в котором можно с помощью стрелок и колёсика выбрать нужный кусок изображения и его многократно увеличить. Это очень, очень полезно для оценки резкости получившегося снимка.
Нет нужды говорить, что и у кнопки thumbnail это третья функция. Если её нажатьне в режиме лупы, то она раскроит экран мозаикой для просмотра нескольких кадров одновременно, а в съёмочном режиме та же самая кнопка меняет чувствительность матрицы.
Что поделаешь, этот аппарат напичкан функциями, как боевой вертолёт (сравнение, которое я когда-то применял к Microsoft Excel). И также, как в вертолёте, неверное нажатие на что-либо если и не сбрасывает его сразу в штопор, то, по крайней мере, вызывает некоторые неприятности и обильную брань.
О снимкахКак и управление, вид снимков и параметры изображения у аппарата тоже свои, характерные, ни на что не похожие. Я писал про Кэноны, что их настройки по умолчанию «теплее» никоновских и олимпусовских. Это так. При неизменённых настройках снимки Д70 получаются холодноватыми, с глубоким, насыщенным синим. Лазурная полоса около горизонта получается яркой и насыщенной, слегка цианистой. В Олимпусе она получалась сероватой, в Кэноне — розоватой, тёплой.
Две вещи сразу обращают на себя внимание: совершенно «своя» политика в балансе белого и удивительная фотографическая широта.
Баланс белого по умолчанию настроен очень непривычно. Дневным светом считается 5200К (5500К у Олимпуса), облачная погода — 6000К (6500 у Олимпуса), тень — 8000К (7500 у Олимпуса). Т.е. это самый «холодный» из тестированных мною аппаратов. К этим настройкам можно применить коррекцию. Специальная таблица в инструкции показывает, какая получится цветовая температура для каждого значения коррекции. Аппарат помнит значение коррекции отдельно для каждого вида освещения, это очень удобно и очень важно. А вот что можно было сделать умнее, на мой взгляд, так это показывать цветовую температуру в кельвинах, например, 6500, вместо диковинной шифрограммы «облачный+2». Ещё одно маленькое неудобство с балансом белого: пиктограммки режимов очень маленькие и их целых восемь! Среди этой мелочи символ лампочки накаливания можно легко спутать с солнышком. Кроме того, значок вспышки стоит между дневным светом и облачным. Возможно, это логично в смысле возрастания цветовой температуры, но на практике-то я чаще буду переключаться между солнышком и облачком, и эта вспышка между ними очень мешает.
В «теневом» режиме (8000К, домик с тенью) получаются очень насыщенные, «вкусные» цвета, особенно у архитектуры и покрашенных предметов — автомобилей, витрин, одежды людей. Снимки, сделанные среди высоких зданий Чикаго даже отдавали некоторой иллюстративностью: прямо из камеры они казались уже обработанными, сочными, как из журнала. В этом режиме также очень тепло смотрятся стволы деревьев в лесу — как на рекламах деревянной мебели.
А по-хорошему, к балансу белого надо «пристреляться». Надо посмотреть, как получаются снимки различных сюжетов и выбрать подходящие для себя установки для каждого вида съемки.
Фирменная особенность, начатая в Д100 — специальное «пейзажное» цветовое пространство. В нем меньше жёлтого на листве и траве, и более чистый, насыщенный зелёный. Ощущение, как при переходе с плёнки «Коника» на плёнку «Фуджи». Разница хорошо заметна на листве и на лицах людей. На других предметах трудно увидеть различия.
Порадовала фотографическая широта. Сохраняется очень много деталей в тенях, некоторые участки фотографий удавалось осветлять на две и даже на три ступени без видимых шумов. Иногда кажется, что аппарат даже намеренно занижает экспозицию, т.к. «знает», что из теней легче будет вытянуть детали, чем из светов.
На солнечной стороне неба при передержке иногда заметен цианистый оттенок, т.н. «эффект зелёного неба». Я видел такую неприятную особенность раньше у камеры Sony D700/D770. Зная, что в Д70 матрица производства Sony, не хотелось бы думать, что это общая проблема сенсора.
Много отчётов уделяют внимание шумам. Фил Аски публикует десятки сравнительных снимков для оценки шумов. У него получается, что Кэнон на ИСО 100 менее шумный, чем Никон на ИСО 200, а на максимальной чувствительности Никон, хоть и шумнее, но менее заметно, из-за монохроматического характера шума. Как перевести это с лабораторного языка на человеческий? Точно так, как скажет большинство фотографов: на ИСО 200 снимки нешумные, а на 1600 — очень шумные. Вот точно так оно и было.
ВыводыУниверсальный, мощный, очень быстрый, настраиваемый аппарат с набором функций, намного превосходящим свой класс.
Отвечает нуждам не только начинающего фотолюбителя, но и позволяет сделать несколько больших шагов вперёд, аппарат определённо «на вырост».
Нагружен функциями и разнообразными настройками настолько, что местами это даже отрицательно сказывается на эргономике.
Своеобразный стиль управления и большое количество настроек требуют внимательного изучения и некоторой практики для полного освоения.
В своём классе позиционирован дороже конкурента, но и снабжён в комплекте объективом более высокого класса.
© 2004 Геннадий Меергус, http://gennady.photographer.ru
Материал перепечатан с сайта www.photographer.ru с разрешения автора.
http://photo-element.ru/ts/nikon/d70.html
Ее окрестили убийцей Canon 300D. Но это лишь громкая фраза. Те, кто снимает Canon, будет снимать Canon, а фотографы Nikon получили действительно великолепный «подарок» за разумные деньги. Ведь в зеркалке коробка — лишь малая (хотя и основная) часть всей возможной фотографической системы. К ней нужны объективы, вспышки, пульты ДУ, батареи и батарейные ручки. И если у человека уже есть все это от Canon, то зачем ему начинать все сначала. Камера Nikon D70 внешне похожа на Nikon D100, по функциям почти ей не уступает и сделана из пластика. Ощущение в руках очень приятное. Выглядит изящнее бюджетной цифровой зеркалки Canon 300D. КамераБайонет Nikon под объективы Nikkor. Полная функциональная совместимость гарантирована только для серий G / D — AF, с другими объективами есть ограничения по работе экспозиционной (в т.ч. вспышечной) и фокусировочной автоматических систем. Слева от объектива лампа подсветки автофокуса (она же индикатор таймера и фонарь для системы подавления эффекта красных глаз). Слева внизу кнопка репитера диафрагмы. Справа вверху датчик системы ДУ, ниже большая кнопка отсоединения объектива, ниже переключатель режимов фокусировки. Хотя внешне камера похожа на Nikon D100, многие фотографические функции теперь контролируются нажатием на кнопки и вращением дисковых селекторов настроек (под большой и указательный пальцы правой руки). Напомним, что у Nikon D100 на том месте, где у Nikon D70 диск выбора сюжетных программ и экспорежимов, был еще диск для настройки баланса белого и чувствительности, серийного режима, формата файла. Но у D100 не было сюжетных программ, а у D70 они есть. Рядом со спусковой кнопкой две маленькие кнопочки включения режимов настройки экспокоррекции и выбора типа экспозамера. Справа у информационного дисплея метка фокусировочной плоскости. Интерфейсные разъемы: питание, видеовыход, USB. Рядом с камерой блок для элементов питания типоразмера CR2. Про запас в поход нужно взять именно такие. Форм-фактор современных литиевых батарей для цифровых камер таков, что большие по размеру элементы питания в него не втиснешь. И если нет возможности использовать внешнюю батарейную ручку (о ней для Nikon D70 ничего не известно), то есть такой «аварийный» выход из положения. Вид сзади. Именно здесь теперь находятся кнопки входа в режим настройки чувствительности, баланса белого и формата файлов, серийного режима, фиксации экспозиционных и фокусировочных параметров и ручной «вилки». Ручной, потому что для съемки каждого кадра серии со сдвигом экспозиции, баланса белого или импульса вспышки, вам придется нажимать на спуск. А если нужно, чтобы камера сама снимала всю серию для «вилки» — перейдите в режим серийной съемки. Дисплей снабжен защитным экраном, а видоискатель наглазником. Крепление резинового наглазника так ненадежно, что лучше сразу положить его в карман и одевать по мере надобности. Хотя и это, наверное, не поможет. Меню
ИзображениеРазрешение, индекс экспозиции, шумПриведены фрагменты миры 1:1, расположенной в центре кадра и снятой объективом Sigma 28-105 мм, f/2,8, D Aspherical.
Камера хорошо переносит длительные выдержки. Изображение при базовом индексе экспозиции, эквивалентном ISO 200 и выдержке 2,5 с, не выглядит шумным. При диафрагмировании от f/8 до f/18 заметного падения разрешения не происходит. На первый взгляд фрагмент для ISO 200 с включенным шумопонижением выглядит более шумным, чем без шумопонижения. Так как он и чуть более четкий, можно предположить, что в фильтр понижения шума заложено еще и подчеркивание краевой резкости. Оно-то и усиливает шум. Фильтр шумопонижения, даже если он включен, не применяется к снимкам, сделанным при выдержках короче 1 с. Ситуация повторяется и при ISO 800. Шумопонижение подчеркивает картинку, а заодно и шум. Видно, что диафрагмирование до f/29 уже влияет в худшую сторону на разрешающую способность системы камера+объектив. Баланс белого, индекс экспозиции, шум
Приведенные фрагменты еще раз подтверждают, что можно спокойно снимать на длинных выдержках (более 10 секунд) и не бояться появления цифрового шума. А фильтр шумопонижения, как это ни странно, действует с обратным эффектом. Отметим, что это не первый случай. И у других камер иногда наблюдается такое. Возможно, есть сюжеты, на которых фильтр понижения шума «сработает». Но при съемке миры и цветовой таблицы фильтр не помог справиться с шумами, а даже подчеркнул их. Ложка...В комплекте с Nikon D70 была новая программа Picture Project. Ее функциональные возможности весьма ограничены (перенос снимков из камеры в компьютер, цифровой фотоальбом с минимальной коррекцией изображения), и предназначена она для фотографа любителя. В то же время в самой камере заложены не только любительские возможности, но и по-настоящему профессиональные. В частности, она поддерживает RAW формат, цветовые пространства sRGB и AdobeRGB, дистанционное управление съемкой из компьютера. Для того, чтобы воспользоваться ими, Picture Project не подойдет. Нужна как минимум Nikon Capture 4.1. А она свободно не распространяется. Доступна из сети только 30-дневная ознакомительная версия. Но попробуйте ее еще получить. Предположим, что все наши фотографы, которым приглянулся Nikon, грамотные компьютерщики, в чем я лично не уверен. И у всех есть «хороший» канал интернет. Тогда они делают следующее: Итак, на 30 дней вы получите требуемый софт. Если вы компьютерщик — нет проблем, но если вы фотограф, боюсь все это вас немного огорчит. Меня огорчило еще одно. Многие программы для просмотра цифровых снимков, корректно отображающие съемочные настройки цифровых камер, наотрез отказываются сообщать индекс экспозиции при съемке у камер Nikon. Нужна хотя бы бесплатная программа Nikon View. Если у вас она уже есть — попробуйте открыть с ее помощью обычный JPEG файл Nikon D70. Версии до 6 тут же сообщат об ошибке и «закроются». То есть многие известные программы для просмотра (не Nikon) открывают и показывают изображение и только об ISO молчат, а Nikon View 5 «зависает». Проблем «нет» и здесь. Так же, как и с Nikon Capture, регистрируемся и «легко» закачиваем свои три десятка Мб и пользуемся программой неограниченно и бесплатно. Изображение, высокий контраст, RAW (.NEF) файлыМне не удалось воспользоваться Nikon Capture 4.1. Все закончилось на той стадии, когда оказалось, что для 18 Мб версии 4 нужно такое же обновление. К счастью, в бесплатный Nikon View входят модули для обработки RAW файлов. Причем как встроенный в сам редактор, так и как плагин для Photoshop. RAW файл 48 битный и теоретически содержит больше информации для обработки изображений. У Nikon D70 12 битный АЦП и при съемке в .NEF (Nikon RAW) можно надеяться, что при обработке будет возможность не только назначить файлу многие съемочные параметры «из компьютера», но более аккуратно «вытянуть» тени и света. Попробуем. Исходный снимок с большим перепадом яркостей снят в RAW и JPEG. Это выделенный фрагмент JPEG файла 1:1. Это он же, но с коррекцией гаммы до 3 в «Уровнях» Photoshop. Откроем файл в Photoshop и сохраним его как 48 битный TIFF. Окно модуля для Photoshop, преобразующего RAW в JPEG или TIFF. Все что можно настроить при конвертировании — компенсация экспозиции (эквивалентно изменению ISO) и баланс белого. Тот же фрагмент, конвертированного файла. Это он же, но с коррекцией гаммы до 3 в «Уровнях» Photoshop для 48 битного файла. Это он же, но со сдвигом индекса экспозиции до 2 при конвертировании и коррекцией гаммы до 1,5 в «Уровнях» Photoshop. Преимущества перед JPEG нет. Воспользуемся встроенным в Nikon View 6.2 редактором RAW: Настроек, как видно, больше. Но результат не лучше: Фрагмент. Это он же, но со сдвигом индекса экспозиции до 2 при конвертировании и коррекцией гаммы до 1,5 в «Уровнях» Photoshop. С помощью «бесплатных» приложений воспользоваться возможностями RAW формата для нашего снимка не удалось. Цветовые пространстваИнформация о цвете на снимке Nikon D70 может кодироваться в соответствии с одним из трех цветовых пространств. Ia sRGB — для съемки портрета, IIIa sRGB — съемка пейзажа, Adobe RGB — более широкое цветовое пространство, предназначенное для файлов, которые в дальнейшем предполагается подвергать обработке в графических редакторах. Adobe Photoshop может корректно «подставлять» профиль Adobe RGB при открытии файла. Но программы и устройства, поддерживающие протоколы согласования типа EXIF PRINT, полностью совместимы только с файлами, закодированными в sRGB. В руководстве камеры рекомендуется использовать программу Nikon Capture 4.1 для работы с изображениями, если при съемке был выбран режим Adobe RGB. Скоростные характеристикиСерия кадров при съемке в формате RAW состоит из 4 кадров и укладывается в чуть больше чем 1 секунду. В формате JPEG — 11 кадров за 3 секунды. При обычной покадровой съемке можно снимать до 2 кадров в секунду, а после заполнения буфера через 3-4 секунды для RAW или 1-2 секунды для JPEG. Система управления очень удобна, а автоматика быстра и из выключенного состояния первый кадр можно снять уже на первой секунде. Технические характеристики:
Nikon D70 — еще одна цифровая зеркальная камера для любителей, которым фотоаппарата с несменной оптикой недостаточно. Хорошо, что сам по себе фотоаппарат функционально не уступает своему предшественнику Nikon D100. А управление с «большим акцентом» на меню для кого-то покажется даже более удобным. Потому, если нужна хорошая зеркальная камера для съемки, то можно сэкономить полцены. Тем более, если снимаете вы в городе (к примеру в детском саду или школе) и вам не нужны дополнительная батарейная ручка и потенциальные возможности RAW формата. А когда все это понадобится, можно будет докупить внешний блок питания (или сделать самому) и программу Nikon Capture. Аппарат предоставлен для тестирования Интернет-магазином www.sonystore.ru | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сергей Щербаков (sherbakovs@ixbt.com) Опубликовано — 14 апреля 2004 г. http://www.ixbt.com/digimage/nikond70.shtml |